Триумф позитивизма

С самого начала развития политической науки и политической философии обозначались две главные тенденции. В странах континентальной Европы это - синтез эмпирического и теоретического начал, которые в Германии развивались в русле немецкой классической философской традиции, в контексте характерного для германского обществознания историзма. Германские исследователи исходили из признания того, что исследование политических реальностей должно быть сопряжено с выявлением и определением целей, которые в свою очередь связаны с ценностями и нормами.

В этом плане в задачу политического, тем более политико-философского исследования входят философское осмысление социальной действительности и ориентация политики и политической деятельности на те или иные социальные и моральные ценности. С определенными оговорками можно сказать, что в этом русле развивалась политология большинства стран континентальной Европы.

Что касается англоязычных стран, то там политическая наука во все возрастающей степени делала крен в сторону позитивизма, в рамках которого наблюдалась тенденция к приравниванию науки о политике и естественных наук. Главную задачу политического исследования стали усматривать в поисках так называемых научных законов общественно-исторического развития. А в еще формировавшейся американской политической науке началась настоящая атака на политическую теорию и политическую философию. Известный исследователь конца XIX в. ф. Поллок прямо назвал историю политической теории «историей науки политики». Хотя он и не считал, что такая наука равнозначна естественным наукам, тем не менее основную задачу ее он усматривал в том, чтобы критически оценить «дикие спекуляции» и «абсурдные теории и проекты» в сфере политики.

Позитивизм, особенно в англоязычных странах, прежде всего в США, стал оттеснять политико-философское, теоретическое начало на второй план. Такой подход не мог не сказаться и на изучении мира политического, где постепенно начали преобладать принципы дробления предмета исследования, фактографии и эмпиризма. Главным объектом изучения стали политическое поведение, избирательный процесс, общественное мнение. Процесс принятия политических решений, правила политической игры. Постепенно политические феномены и процессы во всевозрастающей степени становились объектом математизации и квантификаиии, что, в свою очередь, вело к изгнанию из политологических исследований теоретического, мировоззренческого и ценностного начал.

Позитивизация политических исследований достигла своего апогея в послевоенный период. В 50-е годы в США развернулась так называемая бихевиористская революция в социальных науках. Американским ученым принадлежит заслуга разработки системного и структурно-функционального анализа политических феноменов, политико-культурного подхода, сравнительной политологии и т.п.

Политическая наука почти полностью оттеснила на второй план политическую философию. По сути дела позитивизм и бихевиоризм отказались от изучения политической философии и теории на том основании, что она является преградой на пути научного анализа.

В свете всего сказанного не случайно, что 30-50-е годы XX в. были наименее плодотворными в плане разработки проблематики политической философии. Не случайно и то, что в 1956 г. Г. Ласлет написал получившую известность статью, в которой заявил, что «традиция разорвалась» и «политическая философия умерла».