Особенности развития политической философии после Второй мировой войны

Следует отметить, что континентально-европейская гуманитаристская традиция в сущности никогда не отказывалась от политико-философского, ценностного, оценочно-нормативного подходов при анализе политических феноменов. В течение всего XX столетия теоретические и философские аспекты политики довольно интенсивно разрабатывались в различных философских направлениях, таких как экзистенциализм, феноменология, постмарксистская критическая теория и др. В отличие от США, в континентальной Европе были восстановлены и успешно развивались историко-правовые, государственнические, политико-философские традиции, в результате чего политические исследования базировались на органическом сочетании теоретического и эмпирического начал.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что политико-философские системы являются одновременно и детищем, и Причиной конкретных исторических и социально-политических реальностей. Детишем - потому что условия, в которых они возникли, накладывают на них свою неизгладимую печать, причинами - потому что сами социально-философские системы, в свою очередь, способствуют формированию и эволюции упомянутых условий. Эта закономерность проявляется в том, что каждая эпоха, как уже указывалось, вырабатывает собственную, характерную только для нее, парадигму. Здесь как нельзя лучше подходит постулат О. Шпенглера, который гласит: нет вечных истин, каждая философия есть выражение своего и только своего времени, и нет двух эпох, которые имели бы одинаковые философские устремления.

Поэтому естественно, что расщепление средневекового целостного религиозного мировоззрения в Новое время неизбежно вело не только к диверсификации научных дисциплин, но и к появлению разнообразных, зачастую конфликтующих трактовок различных сфер общественной жизни, в том числе и политических реальностей. А это стало той основой, на которой произошло формирование и постепенное размежевание различных политико-философских и идейных течений и направлений, призванных обосноваться или иные альтернативные пути общественно-исторического развития.

Эти течения и направления, получившие названия либерализма, консерватизма, марксизма, социал-демократизма и т.д., различаются трактовкой места и роли отдельного человека, групп, партий, социальных сил, классов и др. в мире политического; подходом к решению важнейших экономических и социальных проблем; местом и ролью, отводимым основным социально-экономическим и общественно-политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, партиям и т.д.); предлагаемыми программами и средствами решения стоящих перед обществом проблем и т.д. Но следует особо подчеркнуть тот факт, что все эти течения в целом базировались на инфраструктуре основополагающей парадигмы, которая, в свою очередь, на каждом этапе развития современного индустриального общества подвергалась существенным трансформациям.