Особенности трактовки полиса

Все сказанное позволяет сделать вывод, что в древности все формы самоорганизации общества, будь то полис, республика или что-либо иное, подпадающее под современное понятие «государство», отождествлялись с обществом как таковым, обеспечивающим жизнедеятельность людей во всех ее формах и проявлениях. Важно отметить, что античные мыслители, разрабатывавшие политические феномены на основе полиса, вообще не знали понятия «государство», которое было введено в научный оборот Н. Макиавелли. К тому же в те времена отсутствовало понятие права, предшествующего политическому строю и стоящего выше него, идеи прав личности, призванных поставить четкие границы государственной власти. Тогда еще не выявился конфликт между отдельным индивидом и государством, поскольку мысль противопоставить их не получила признания, хотя это отнюдь не говорило о гармоничности жизни или отсутствии в ней противоречий и конфликтов.

Очевидно, что понятия «полис» у древних греков и «республика» (от лат. res publicae - дело народа), которые, как правило, в русском переводе передаются термином «государство», никоим образом не предполагают противопоставления государства и общества, такое разграничение чуждо античной философской мысли. Показательно, что римское право называлось гражданским, хотя само общество, все его сферы были пронизаны политическим, государственным началом. По сути дела, античные мыслители говорили об обществе-государстве как о единой целостности. Современным эквивалентом понятий «полис» и «республика» корректнее считать не «государство», а «страна», «сообщество» или какое-либо иное понятие, адекватно выражающее реальное содержание этого исторического феномена.

Таким образом, в Древнем мире политические феномены в целом изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. Все знания о социальном мире, в том числе о полисе, понимаемом как единое целое общество - государство, были едины и неразделимы. Имел место своеобразный универсализм, при котором политическое специально не выделялось из общей суммы всех общественых явлений. Человек античности воспринимал основополагающие аспекты жизни в их целостности, не делая различий между государством и гражданским состоянием, фактами и ценностями, реальным и идеальным и т.д. Знания, будучи знаниями о мироздании, космосе, бытии и т.д., носили целостно-синкретический характер. Поэтому миросозерцание людей характеризовалось целостностью и нерасчлененностью на отдельные сферы.

В результате в течение всей предшествующей Новому времени истории ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще о всех сферах и проявлениях человеческой жизни. Отсюда и само название - философия (в индийской мысли - даршана), т.е. любомудрие. Фалес, объясняя солнечное и лунное затмения тем, что их свет заслоняется Луной или Землей, называл это философией. Или открытую Пифагором гармонию звуков также называли философией. «Я считаю, что наука о географии, которой я решил теперь заниматься, так же как и всякая другая наука, входит в круг 14 занятий философии», - с таких слов начинает свой знаменитый труд великий географ древности Страбон. Данный тезис он обосновывал тем, что в прошлом все, кто занимались этим делом, были философами. Среди них он называл Гомера, Анаксимандра, Демокрита, Дикеарха, Полибия и других. Интерес представляет также рассуждение Страбона о том, что «наиболее мудрые из тех, кто писал о поэзии... говорят, что она является чем-то вроде первоначальной философии».