Политическая мысль средневековья

В течение всего средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некоему единому началу. Не ограничиваясь одними только философскими и эстетическими категориями, литературой, изобразительными искусствами и музыкой, культурное начало охватывало также право, хозяйство, всю практическую деятельность людей. И, наоборот, сама культура и все сферы общественной жизни были пронизаны политическим или государственным началом. И человек воспринимал свое социальное окружение в его цельности и нерасчлененности.

Феодальная система не знала государственного (управляющего) аппарата, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, они проникали друг в друга. Аристократия, юродские и сельские общины, корпорации ремесленников и др. представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, имеющие определенные свободы в рамках своей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Каждый человек зависел от своего сеньера, и это подчинение получило правовое основание. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В силу этого в средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами.

Это вполне объяснимо, если учесть факт органического слияния в тот период собственности и власти, что, в свою очередь, обусловливало господство системы личных отношений между сувереном и вассалом. В качестве определяющего нравственного императива в средние века на смену древнегреческой добродетели пришла верность. Разрыв со своим сословием стал рассматриваться чуть л и не как смертный грех. Законом стал принцип унаследования сыном статуса отца. Как писал Ж. Ле Гофф, «устойчивость была противопоставлена социальным переменам, особенно возвышениям. Идеалом стало общество "старожилов"».

Поэтому неудивительно, что философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни. Но, тем не менее, в средние века место, роль и задачи философии по сравнению с античностью подверглись существенной трансформации, в основе которой лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства. После принятия императором Константином христианства теология постепенно приобрела политическое значение. Религия стала ядром, стержнем культуры и мировоззрения феодального общества. Политика, право, юриспруденция в руках священнослужителей стали прикладными отраслями богословия. Чуть ли не с самого начала был сделан акцент на постулате о божественном происхождении власти, необходимости покорности и недопустимости сопротивления ей.

Эта установка получила дальнейшее развитие с превращением христианства в государственную религию. Обосновывая свои притязания на верховенство духовной власти над светской, церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви. Еще св. Амвросий выдвинул по сути дела революционную по своему содержанию доктрину о независимости церкви от государства. Из этого делался далеко идущий вывод о подчинении светской власти королей духовной власти церкви. Папство устами папы Григория VII провозгласило, что светская власть является лишь отражением духовной власти, точно так же как свет Луны является отражением солнечного света.

Можно сказать, что уже в эпоху возникновения христианства и падения Римской империи философия постепенно поглощалась теологией, а в средние века - католической теологией. Оторвавшись от одной - языческой, философия попала под господство другой мифологии - христианской - и стала «служанкой богословия», призванной разработать и обосновать догматическое учение церкви. Она по сути дела завоевала полную монополию в сфере духовной жизни. Благодаря этому философия сохранила за собой статус целостного, всеохватывающего мировоззрения, адекватного состоянию умов той эпохи.

Но при всем сказанном, на исходе средневековья светское знание постепенно стало высвобождаться из тенет христианской схоластики. Начала формироваться идея о двойной истине - богословской и философской, религиозной и научной. Так, Дуне Скот считал философию чистой теорией, исключительным объектом которой полагал природу, а богословие - практической наукой, к исключительному объекту которой относил божественное царство благодати. Более того, в этом русле постепенно формировалась и мысль о необходимости разграничения сфер деятельности церкви и государства.

Но, тем не менее, из всего изложенного можно сделать вывод, что период от античности вплоть до начала Нового времени составляет предысторию политической науки и политической философии, главное значение которой состоит в накоплении и трансмиссии от поколения к поколению политического и политико-философского знания.

Этот период представлен Аристотелем, Платоном, Цицероном, Ф. Аквинеким и другими мыслителями древности и средневековья, которых правильнее назвать не политическими учеными или политическими философами в собственном смысле слова, а их предтечами.