Формирование основоположений

Выступив против притязаний католической церкви на свою универсальность, первые протестанты выдвинули принцип cujus regio, ejus religio, согласно которому каждый государь или народ вправе сам решать вопрос о форме своего вероисповедания. Заслуга протестантизма состоит в том, что он способствовал разрыву традиционного для Европы слияния религии, государства и общества. Если почти все средневековые учения ставили в центр внимания религию и церковь как высший авторитет, учения Нового времени отдают приоритет светскому началу, отвергая авторитет церкви для государства.

В сфере общественно-политической мысли эти процессы проявились, в частности, в диверсификации научных дисциплин, которая самым непосредственным образом коснулась и философии. Интенсифицировался начатый еще Дунсом Скотом процесс обособления философии от теологии. Философия снова поставила своим идеалом знание ради самого знания, конечной целью исследования стало познание реальной действительности.

В целом философия оказалась перед необходимостью приспособиться к условиям все более нарастающей дифференциации и фрагментации познания, процессу прогрессивного дробления научных дисциплин. Постепенно естественные науки перестали зависеть от философии. Процесс сегментации единой философии и рождения новых научных дисциплин приобрел необратимый характер. В этом русле развертывались формирование и разработка важнейших представлений© мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном их понимании и, соответственно, формирование основ их научного анализа. Политическая наука и политическая философия как раз и возникли в качестве научных дисциплин, призванных изучать мир как особую сферу жизнедеятельности людей.

Показательно, что в центре внимания мыслителей Нового времени встала проблема государства вообще и национального государства в частности. При этом трудно переоценить значение изысканий Н. Макиавелли. Одним из первых бросив вызов античной классической традиции, он в более или менее четкой форме заявил о политическом как об особой, самостоятельной сфере человеческой жизнедеятельности. Для него политика представляет собой сферу, которая сама для себя вырабатывает собственные цели, методы и средства их реализации. Поэтому ее можно оценивать, исходя из этих целей и средств, а не руководствуясь какими бы то ни были внешними критериями, втом числе и нормами веры и морали.

Вслед за Н. Макиавелли большой вклад в освобождение 20 политики и политической мысли от католического универсализма, средневековой схоластики, теологии и церковной морали внесла целая плеяда мыслителей Нового времени. В некотором роде этапными можно считать такие труды, как «О свободе слова» Дж. Мильтона, «Левиафан» Дж. Гоббса, «Два трактата о государственном правлении» Дж. Локка, «О духе законов» Ш.-Л. Монтескье, «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо, «Богословско-политический трактат» Б. Спинозы, «Гражданское общество» А. Фергюсона, работы французских энциклопедистов и т.д. В этих произведениях в той или иной форме поднималась проблема политического как особой сферы жизнедеятельности людей.

Осевым элементом формировавшейся теории национального государства стала идея суверенитета. Борьба за власть, которая в тот период вылилась в династические, гражданские и религиозные войны, была тесно связана с признанием за национальным государством статуса основной формы самоорганизации того или иного сообщества людей на определенной территории. Приоритет и главная заслуга в разработке идеи государственного суверенитета принадлежит Ж Бодену, который в своем основном труде «Шесть книг о республике» (1576 г.) обстоятельно проанализировал сущность государства в важнейших его аспектах. Главная суть книги состояла в обосновании тезиса о том, что о существовании государства можно говорить лишь в том случае, если оно наделено суверенитетом, под которым подразумевалась «абсолютная и постоянная власть», «высшая власть повелевать». Она едина, неделима, неограниченна и не связана с какими бы то ни было сковывающими условиями.

Для институционализации суверенного национального государства большое значение имели формальное лишение всех лиц, сословий, образований властных полномочий и их сосредоточение в руках суверенного государства, а также признание равенства политических прав всех граждан независимо от социального происхождения, вероисповедания, национальности. На подконтрольной данному государству территории не остается и не может быть какой-либо иной власти кроме как власти единого суверена. Наиболее завершенным выражением этого принципа стала монополия государства на легитимное насилие.