Отцы-основатели политической философии

Политические и политико-философекие взгляды Локка наиболее последовательно изложены в его труде «Два трактата о правлении». Отвергая какую бы то ни было мысль о божественном вмешательстве, Локк настойчиво проводил мысль о том, что государство - это результат договора и чисто земное дело.

Согласно Дж. Локку, общество предшествует государству, оно существует «по природе». Государство представляет собой некое «новое тело», вторичный, искусственный орган, созданный в силу волеизъявления народа, заключившего договор с правителем, которому делегируется определенный комплекс властных полномочий. При нарушении правителем этого договора народ вправе сместить его и призвать на его место другого правителя. Если каким-либо образом правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми своими естественными законами и правами.

Проанализировав воззрения Локка, можно сделать следующий вывод: верховный государственный орган следует сравнивать не с головой, увенчивающей общество-тело, а со шляпой, которую безболезненно для последнего можно сменить. Иначе говоря, общество - постоянная величина, а государство - производное от него. Более современно звучит позиция Локка и по другому важному вопросу. Симптоматично, что Т. Гоббс в середине XVII в. категорически отвергал саму мысль о возможности разделения единой суверенной власти на том основании, что «делить власть государства - значит разрушать ее, так как разделенные власти взаимно уничтожают друг друга». Что касается Локка, то ему принадлежит заслуга разработки теории разделения власти на две главные ветви: законодательную и исполнительную. Правда, он различал еще и третью ветвь - союзную или федеральную власть, наделенную полномочиями объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами. Таким образом, Локку была чужда мысль о судебной власти как самостоятельной ветви: он полагал, что реализация судебных функций должна оставаться в компетенции исполнительной власти.

Политико-философский характер «Двух трактатов» определяется тем фактом, что в этом произведении анализируются и высвечиваются такие онтологические и гносеологические вопросы, как сущность мира политического, государства и власти, условия и факторы их возникновения, жизнеспособности и исчезновения, формы, в которых они могут существовать, и т.д. Поэтому Локка с полным основанием можно считать одним из авторов идеи правового государства и наряду с Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Ж. Боденом и др. одним из отцов-основателей политической философии.

Особенно весомый вклад в разработку идей прав и свобод личности, гражданского состояния, противопоставляемого произволу церкви и государства, внесли французские мыслители, большая часть которых выступала за переустройство формы правления на путях ее либерализации и демократизации. С этой точки зрения особо важное значение имели воззрения Ш.-Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. Так, в своем труде «О духе законов» Монтескье, обосновывая свою позицию, писал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью».

Сформулированный Ш.-Л. Монтескье принцип разделения властей на три главные ветви: законодательную, исполнительную и судебную - оказался основополагающим. По его мысли, в случае соединения любых двух ветвей неизбежно подавление свободы, господство произвола и тирании. А соединение всех трех в одном лице или органе составляет характерную черту деспотизма. При этом важно отметить, что Монтескье подчеркивал не только независимость ветвей власти друг от друга, но и необходимость их взаимного дополнения и уравновешивания. У него разделенные власти выступают как подсистемы единой системы, как три ветви единого ствола.