Функuии идеологии

Здесь действует та же вечная антиномия между реальным и идеальным, проявляющаяся в конфликте между стремлением одной части общества к сохранению данного положения и установкой другой части на его радикальное изменение. Но как бы ни были совершенны господствующие институты, законы и правовые системы, с течением времени они теряют свой первоначальный смысл и перестают отвечать коренным интересам большинства населения страны.

Новые реальности могут требовать изменения содержания старых или создания новых законов и норм. Но власть имущие, несмотря на очевидность происшедших в реальной жизни изменений, склонны всеми силами их защищать. В результате возникает конфликт между устаревшими законами и новыми реальностями.

В рассматриваемом контексте политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идеологических течений и направлений. Однако констатация этого факта сама по себе еще мало что объясняет. Дело в том, что в реальной жизни знаменитая формула «политика есть искусство возможного» сохраняет свою значимость и правомерность. С одной стороны, «искусство возможного» ставит определенные пределы идеологизации политики, а с другой - идеология, в свою очередь, определяет возможные пределы, за которые политическая партия или правительство в проведении своего политического курса может выйти без ущерба принципам своего политического кредо.

Еще Ф. Ницше предупреждал, что XX а станет веком борьбы Различных сил за мировое господство, осуществляемой именем философских принципов. Предупреждение Ницше оказалось пророческим с той лишь разницей, что все многообразие и сложность мировоззренческого начала были заменены идеологическим измерением, идеологические принципы взяли верх над философскими, ВТОМ числе политико-философскими.

По-видимому, называя XX столетие «веком идеологии», мы допускаем определенное упрощение ситуации, поскольку господствовавшие в тот период основные идейно-политические течения функционально выполняли в сущности ту же роль, что и великие религиозные системы в прошлом, и служили своеобразными секулярными религиями. Но религиозное начало проявлялось в них по-разному и в разных дозах. Тем не менее идеология в качестве одного из определяющих факторов внутренней и внешней политики государств в наиболее завершенной форме проявила себя именно в XX в.

XX в. с точки зрения судеб ряда стран и народов можно назвать периодом затянувшегося, перманентного, смутного времени, затронувшего все стороны и аспекты человеческого бытия. Именно в такие времена переломов и бедствий создается наиболее благоприятная почва для появления всевозможных мечтаний, утопий, проектов о совершенном устройстве мира.

Поэтому не удивительно, что коней Х1Х-начало XX в. так богат проектами, идеями, учениями, предлагавшимися в качестве руководства к поискам путей переустройства общественно-политической системы. Именно это во многом способствовало политизации и идеологизации политико-философской мысли, ее подчинению императивам системного конфликта, которая стала характерным признаком большей части XX в.

Разделительная линия в этом конфликте была проложена еще в начале прошлого века в процессе формирования и четкого разграничения двух магистральных направлений политико-философской мысли - реформистского революционного. Каждое из них имело свои национальные, региональные и системные разновидности.

Ряд ведущих стран, такие как США, Великобритания, Франция Швеция, Дания, Голландия и др., избрали путь постепенных социально-экономических и политических преобразовании капитализма. Причем при всех.разногласиях между ними приверженцами реформистского пути преобразования общества выступили все главные социально-политические силы, признававшие основополагающие принципы рыночной экономики и политической демократии Их объединяло осознание необходимости в создавшихся в тот период условиях расширения роли государства во всех сферах жизни общества, особенно в социальной и экономической, для предотвращения и преодоления негативных последствий рыночной экономики. В целом речь идет о тех сил ах, которые в основу своих социально-политических программ положили установки и принципы идейно-политических течений либерализма, консерватизма и социал-демократизма.