Идеология в современном мире

При поисках ответов необходимо исходить из признания того , что идеологии отнюдь не станут достоянием истории, они сохранят функции и роль фактора, оказывающего существенное влияние на характер и направления общественно- исторического развития. Идеологии, призванные служить в качестве связующих скрепов человеческих сообществ, не могут совсем исчезнуть, неизбежно появятся новые идеологические конструкции или мифы, которые заполнят образовавшиеся ниши. Другое дело, что они примут иные очертания. Нынешняя ситуация характеризуется преобладанием импровизации и фрагментарности, отсутствием сколько-нибудь цельных и 5 последовательных теорий и идеологий. Имеет место усиление чувства неопределенности , непредсказуемости и случайности мировых процессов. Это во многом объясняется тем, что лишенные идеологических оснований глобального масштаба сдвиги порождены сочетанием множества социальных, экономических, культурных, технологических и иных факторов, различные комбинаиии которых способны вызывать непредсказуемые ситуации и последствия. Они накладываются на комплекс факторов, которые в совокупности способны усиливать конфликтный потенциал как внугри отдельных обществ, так и между различными народами, странами, культурами, конфессиями и т.д.

Постиндустриальная революция,урбанизация, информатизация, рост грамотности породили специфическую культуру и массу люмпенов физического и умственного труда, оторванных от корней и земли и способных поддерживать любой миф, обещающий все блага мира. В то же время динамика секуляризации породила тип человека, для которого главным мотивом деятельности, главным жизненным кредо стало удовлетворение собственных, прежде всего материальных, потребностей и желаний.

Это самовлюбленный человек, который, как удачно отметил С. Даннелс, является продуктом развития свободы, не корректируемой ответственностью. Он отрицает все, что ограничивает утверждение личности; восстает против институтов, процессов социализации, обязательству. е. против всего, что составляет саму ткань любого общества; осуждает общество, считая его ответственным за все ошибки, пороки, духовную нищету и пр. Он не признает ни дисциплину, ни авторитет отца, семьи и традиций, ни самоограничений. Для него идеальным является гедонистическое общество, где все поставлено на службу удовлетворения потребностей, на службу наслаждений. Возможно, это имел в виду американский исследователь П. Бергер, когда говорил о «повсеместно распространившейся скуке мира без бога». Нельзя не согласиться с теми авторами, которые называют эти феномены свидетельством прогрессирующего накопления старческих признаков. Поскольку потребности постоянно воспроизводятся, люди не могут окончательно удовлетвориться своим положением. Поэтому не случайно, что приверженцы постмодернизма назвали современное западное общество «неудовлетворенным обществом» (dissatisfied society). Как писали представители этого течения А. Геллер и Ф. Фехер, это понятие призвано осветить специфику современного западного общества в контексте производства, восприятия, распространения и удовлетворения потребностей. Современные формы производства, восприятия и распространения потребностей усиливают неудовлетворенность, независимо от того, удовлетворяется реально или нет конкретная потребность.

Ослабление, расшатывание инфраструктуры традиционной базовой культуры имеют своим следствием измельчание, атомизацию, эфемерность ценностей, норм и принципов, определяюших моральные устои людей. В результате понятия «родина», «вера», «семья», «нация» теряют свой традиционный смысл.

Это приводит, с одной стороны, к усилению терпимости и открытости в отношении чуждых культур и нравов, а с другой - к ослаблению чувства приверженности собственнымтрадициям, символам, мифам. Более того, в условиях неуклонной космополитизации и универсализации все более отчетливо прослеживается обострение чувства безродности, отсутствия корней, своего рода вселенского сиротства. Какотмечал М. Хайдеггер, «бездомность становится судьбой (современного) мира».