Идеология в современном мире

Важно отметить, что фундаментализм с его идеями возврата к «истокам», разделением мира на «наших» и «чужих» бывает не только исламским, как это нередко изображается, но и протестантским, православным, либеральным, большевистским и т.д.

Все это - реакция на тенденции нарастания сложности и секуляризации социального мира. В этом контексте и следует рассматривать всякого рода традиционалистские движения.

В условиях растущей интернационализации и космополитизации особое звучание приобретает мысль американского поэта Э. Паунда: «Традиция — это красота, которую мы оберегаем, а не оковы, которые нас удерживают». Нельзя считать традицию принадлежащей всецело прошлому, ограниченной во времени и пространстве и не имеющей ничего общего с сегодняшним днем. Традиция, воплощая сам дух народа, призвана внести универсальный смысл в историческое бытие данного народа, в его место и роль в сообществе всех остальных народов.

Представляется не совсем корректным рассматривать религиозный фундамектализм, национализм, расизм, нетерпимость во всех ее проявлениях только через призму истории, как некие реликты прошлого, несовместимые с настоящим, тем более с будущим. Зачастую, когда не совсем четко понимают природу этих феноменов в современных реальностях, они изображаются в качестве неких возрождений или пробуждений давно преодоленных тем или иным сообществом явлений. Говорят о возрождении религиозного фундаментализма, национализма, традиционализма и тд. В результате они предстают в качестве неких фантомов, не имеющих под собой почвы в современном мире Однако при этом часто предается забвению тот факт, что каждая эпоха вырабатывает и исповедует собственные «измы», например либерализм, консерватизм, радикализм и т.д., хотя часто и присовокупляют к ним префикс «нео».

В действительности же в большинстве случаев мы имеем дело с совершенно Новыми явлениями, порожденными именно современными реальностями, хотя к ним и применяются названия, ярлыки и стереотипы, заимствованные из прошлого. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить консерватизм конца XX в. с его прототипом прошлого столетия и классический либерализм XIX в с современным социальным либерализмом.