Мир политического

Как правило, в политической сфере зачастую значимость приобретают не только реальные действия и меры правительства или государства, общественно-политических образований, но и то, как они оцениваются и воспринимаются, в каком контексте они подаются и т.д. При этом немаловажное значение имеют господствующие в обществе нормы и правила игры, поведенческие стереотипы, вербальные реакции, политическая символика, знаковая система и другие компоненты национальной культуры. Культура представляет собой основополагающую инфраструктуру, социально-историческую среду обитания, жизнедеятельности и воспроизводства человека.

В массиве национального сознания каждого народа есть базисные, врожденные элементы, определяющие сам дух, менталитет, характер данного народа, и они не могут не накладывать родовую печать на его политическую систему. В то же время природа человека такова, что он не может не идентифицировать себя с определенной культурой, традицией, с нечто таким, чем он гордится, что имеет собственный язык, собственную символику, то, что делает человека таким, каков он есть.

Именно в национальной культуре человек ищет свое отражение, в ней он идентифицирует себя с себе подобными и, собственно говоря, узнает себя. Будучи формой бытия человека, культура в равной мере относится и к сущности, и к существованию человека. Можно сказать, что культура — это базис суверенного бытия людей.

Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государственные символы и идеалы, воплощающие национально-государственное единство и величие. Как отмечал О. Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики, в котором особо важное место занимают знамена, флаги и гербы, другие атрибуты государственно-политической самоидентификации.

Мир политического состоит как бы из двух самостоятельных сфер: конкретной или повседневной политической практики, осуществляемой исполнителями всех уровней в лице чиновников, функционеров, служащих государства, партий, организаций, объединений, корпораций, институтов мирового сообщества или международно-политической системы; разработки политических программ, идеологий, курсов стратегического характера на всех уровнях и принятия решений относительно путей, форм и средств их реализации.

Это примерно соответствует тому разделению, которое М. Вебер проводил между чиновником и политиком. Задача первого — беспрекословно профессионально выполнять принятые политиком решения, не неся ответственности за их направление и содержание. Такую ответственность несут политики, которые берут на себя задачу разработки программных установок и основных направлений их реализации.

Исходя примерно из такого расклада, австрийский социолог и политик А. Шеффле назвал первую сферу «повседневной государственной жизнью», а вторую - «политикой». В первой сфере все решения по каждому конкретному случаю принимаются в повседневной практической деятельности в соответствии с четко установленными правовыми или иными нормами, правилами, предписаниями и существующими прецедентами. Здесь уместно говорить не о политике в собственном смысле слова, а о повседневном административном управлении. О политике, считал Шеффле, мы вправе говорить лишь тогда, когда речь идет о легитимизации нового положения вещей, например заключении договора с иностранным государством, принятии парламентом нового закона о налогах, избирательной кампании, подготовке оппозицией акций протеста или их подавлении правительством и т.д.