Сущностные характеристики

Поэтому в центре внимания политической философии стоят вопросы о сущности государства и власти, их предназначении и целях, их отношении к природе человека и общества и др. Она призвана анализировать, например, государство и власть прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса. Здесь одним из основных для всех теорий политического является поставленный некогда Платоном вопрос: «Кто должен господствовать?» - или другими словами: «Чья воля может и должна доми нировать в обществе?» На это существует много разных ответов: воля всевышнего, воля истории, воля государства, воля народа, воля большинства, воля класса, партии, вождя и т.д. Вопрос может быть поставлен и несколько иначе: кому следует править? почему? как? в чьих интересах? В зависимости от ответов формулируются и конструируются основополагающие параметры политической системы.

Однако любой политический феномен, например власть, невозможно сколько-нибудь четко фиксировать в понятиях, взятых изолированно от других феноменов. Чтобы выявить ее сущность, необходимо определить содержание понятия «государство», а его, в свою очередь, нельзя выяснить, не выявив то, какое именно содержание мы вкладываем в понятие «политическое». Власть, взятая в ее конкретной явленности, в чисто практическом ее воплощении или в сциентистском, эмпирико-фактографическом аспекте, лишается многих своих важных сторон, редуцируется и упрощается.

Поэтому при анализе власти применяется множество подходов, каждый из которых имеет свое понимание момента истины, оставляя при этом как бы за скобками вопрос о природе власти как человеческого, социального феномена вообще. Используя разные методологические подходы и методы исследования, политическая наука призвана раскрывать место, роль и функции власти и властных отношений в мире политического, их взаимосвязей с другими сферами человеческой деятельности и т.д.

Политическая философия, подчеркиваю, призвана в данном контексте определить природу и предназначение власти. Когда говорят о внутренней стороне, то имеют в виду сущность феномена власти, характеризующейся в идеальных, абстрактных категориях. «Все дело в том, — писал Гегель в данной связи, — чтобы в видимости временного и преходящего познать субстанцию, которая имманентна, и вечное, которое присутствует в настоящем. Ибо, выступая в своей действительности одновременно и во внешнее существование, разумное, синоним идеи, выступает в бесконечном богатстве форм, явлений и образований».

История, не без оснований отмечал Б. Кроче, содержит философию внутри самой себя в виде предметов ее суждений. Во многом и политика как важнейшая сфера жизнедеятельности человека содержит всамой себе собственную философию. В этом контексте политическая философия является составной частью политической действительности.

Мир политического имеет наличное, объективное бытие и бытие абстрактно-идеальное. Последнее, как сказал бы Э. Гуссерль, есть «латентный разум» мира политического, существует в форме идеи — понятия в себе и для себя. В этом качестве политическое бытие, возможно, составляет в явной или неявной форме интегральную часть любого человеческого общества. Иное дело, что вплоть до Нового времени, когда началось разделение гражданского общества и мира политического на самостоятельные сферы социума, оно было как бы неразрывно слито с другими аспектами человеческого существования.

Задача политической философии состоит в постижении идей, теорий, принципов, постулатов, мыслей, лежащих в основе мира политического. Они, в свою очередь, раскрываются в понятиях. «В философии, — писал Т. Гоббс, — определения предшествуют определяемым именам. При обучении философии начинают именно с определений, и весь дальнейший процесс приобретения знания сложных вещей осуществляется посредством синтеза, путем сложения понятий». Поэтому важная функция политической философии состоит в разработке понятий но-категориального аппарата и языка политической науки.