Онтология мира политического

Но такая оценка коренным образом изменилась в 80-е годы, когда многие страны региона сделали стремительный рывок в своем экономическом и технологическом развитии и за беспрецедентно короткий период как бы перепрыгнули из аграрно-индустриального общества в информационное общество, тем самым создав предпосылки для трансформации авторитарных политических режимов в либерально-демократические.

Касаясь ложного, метафизического толкования идеи античной свободы европейскими мыслителями своего времени, Т. Гоббс утверждал: «Ничто никогда не было куплено такой дорогой ценой, как изучение западными странами греческого и латинского языков». Здесь философ имел в виду попытки некритического перенесения идеалов и ценностей одной исторической эпохи, т. е. античности, на другие исторические эпохи, в частности на реалии Нового времени.

Ценности и идеалы, воплощенные в социальных и гуманитарных науках, зависят от основных характеристик общества, которому эти науки принадлежат, поскольку они носят исторический характер. Р. Коллингвуд отмечал: «Государство» Платона — изображение не неизменного идеала политической жизни, а всего лишь - греческого идеала политики, воспринятого и переработайного Платоном. «Этика» Аристотеля описывает не греческую мораль, а мораль грека, принадлежащего к высшим слоям общества. «Левиафан» Гоббса излагает пиитические идеи абсолютизма XVII столетия в их английской форме. Этическая теория Канта выражает моральные убеждения немецкого пиетизма; его «Критика чистого разума» анализирует теории и принципы ньютоновской науки в их отношении к философским проблемам его времени».

Но тем не менее политическая философия, призванная исследовать природу политических вещей, затрагивает комплекс основополагающих аспектов, которые в рамках человеческой истории имеют как бы вневременной характер. В этом контексте прав был Л. Страус, считавший, что политическая философия занимается поисками трансисторических истин о политике. Она определяет границы политического, политической жизни и деятельности кактаковых, различные формы их государственного воплощения.

Однако мы знаем, что современные общества характеризуются самыми различными формами плюрализма, обусловленными, В свою очередь, существованием множества слоев, сословий, классов, представителей различных этносов или наций конфессий, культур, профессий, каждый из которых имеет свои особые интересы, зачастую не совпадающие и, более того, конфликтующие друг с другом. Можно сказать, что конфликт составляет неотъемлемую сущностную характеристику любого человеческого сообщества.

Если политика теснейшим образом связана с конфликтом, то одна из главных задач политической философии состоит в выявлении природы и социальных основ конфликтов. Поэтому политическая философия не может игнорировать тип общества, формой политической самоорганизации которого выступает государство или политическая система.

Сам процесс формирования и консолидации человеческих сообществ связан с их взаимным противопоставлением друг другу. Конфликты имели место если не внутри отдельных первоначальных родов, племен, этносов, то между ними. Противопоставление мы-они, наши-чужие составляло неотъемлемый и определяющий элемент этою процесса. Показательно, что само название многих этносов в переводе на современный язык означает «люди» (или «человек» во множественном числе), противопоставляемые «нелюдям» (или «нечеловекам»), т. е. всем остальным «чужим» племенам и этносам.