Феномен Великого инквизитора в политике

И действительно, наряду с устремленностью к свободе о которой говорилось выше, уделом человека слишком часто было поклонение богам, идолам, мощам, героям и т.д. Истина состоит в том что человек создает себе богов и кумиров, но сам он быстро оказывается порабощенным ими. Тем более ряд деспотических режимов которые выступили на общественно-политическую авансцену XX в воочию продемонстрировали проницательность Ф М Достоевского, предупреждавшего о способности духа Великого инквизитора перевоплощаться и являться людям в разных ипостасях. Возможно, во многом и этим объясняется тот факт, что большинство людей, как правило, выбирает Великого инквизитора с его обещанием хлеба и счастья, а не Иисуса Христа, отвергающего чудо превращения камней в хлеба. Более того, сам Христос оказывается помехой на пути всеобщего принудительного осчастливления людей.

Это положение в равной степени верно как в религиозной, так и в светской Сфере. Во все времена истории человечества массам импонировали не столько честные и добропорядочные государственные деятели, короли, цари, Императоры или просто руководители озабоченные интересами, потребностями и устремлениями народов сколько великие военачальники, императоры, вожди и фюреры. И они, Образно говоря, проявляли готовность удовлетворить собственную жажду власти и влияния любыми средствами, вплоть до последней капли крови последнего своего подданного.

Об обоснованности этого тезиса свидетельствует то, что массы восславляли, героизировали, обожествляли сущих тиранов, деспотов, поработителей, которые ради своего возвеличения и власти ни в грош ни ставили жизнь даже целых народов. Причем, чем больше жизней погубил тот или иной тиран и чем больше народов он подчинил своей власти, тем выше возносился в глазах простого заурядного человека.

Этот по-своему парадоксальный феномен можно обнаружить во все периоды истории всех без исключения народов. Рамсес, Артаксеркс, Ларин, Александр Македонский, Цин Шихуанди, Цезарь, Чингисхан, Батый, Тимур, Наполеон, а в новейшее время Гитлер, Муссолини, Ленин, Сталин и многие другие, каждый из которых по-своему определил исторические судьбы многих народов и в какой-то мере основные направления и тенденции мирового развития.

Касаясь характера одного из них, а именно: во множество и множество раз обожествленного Александра Македонского, А. У. Бенн справедливо писал: «Высокомерный, пьянствующий, жестокий, мстительный и чрезвычайно суеверный, он объединял в себе пороки вождя горцев с бешенством восточного деспота». Признаемся, что с учетом той кровавой бойни, которую этот деспот учинил на огромных пространствах от малюсенькой Македонии на Западе до Индии на Востоке, оценка, даваемая ему Бенном, выглядит довольно мягкой. От Македонского мало чем отличались остальные из перечисленных «благодетелей» человечества.

Такую трактовку отнюдь нельзя рассматривать как некое осуждение деяний этих деятелей. Возможно, именно они воплощали в себе суть самой истории человечества, дисциплинируя и направляя людские массы в определенное русло, тем самым спасая их от хаоса и еще больших потрясений.