Системные и организационные характеристики

Государственная идея суть комплекс формализованных, догматизированных политико-правовых норм, правил, установок. Можно согласиться с Г. Алмондом, характеризовавшим государство как нормативный центр политической системы, ее предел и оправдание. При таком подходе политику можно было бы определить как государственное осуществление общего блага Зачастую государство не без оснований рассматривается как институциональный аспект политического взаимодействия людей, составляющих общество.

Более того, государство есть наиболее высокоорганизованная форма политического сообщества. Оно призвано обеспечить целостность и единство институтов и агентств, выполняющих разнообразные функции управления. Государство представляет все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех граждан общества и обязательные для выполнения всеми ими. Поэтому внутри государства, вокруг государства и между государствами развертывается большая часть политических процессов.

Государство - это основная форма политической самоорганизации общества на строго ограниченной географической территории, подчиненной определенному виду политического господства. Вопрос о государстве — это с самого начала и прежде всего вопрос о границах, отделяющих территорию одних государств от территорий других. Причем на данной территории нет какой-либо иной власти, кроме власти суверенного государства, юрисдикция которого распространяется на эту территорию. Как подчеркивал французский правовед Л. Дюги, «характер государства может и должен признаваться только за коллективностью, располагающей политической властью и обитающей на определенной территории».

Поэтому неудивительно, что понятие политической власти всегда отождествлялось с отправлением власти на определенной территории и с самой этой территорией. Церковь, например, обладает той или иной формой власти и авторитетом, но она не является государством. Католическая и Православная церкви по всем признакам представляют собой организованную коллективность, обладающую верховной властью в делах веры, располагающую администрацией, построенной по иерархическому принципу, но в отличие от государства не связанную с определенной территорией.

Следует отметить, что государство, будучи формой самоорганизации человеческих сообществ, само, в свою очередь, стало фактором формирования и институционализации множества, если не всех социальных феноменов. Т. Гоббс справедливо считал, что о собственности можно говорить лишь в условиях государства что «введение собственности есть действие государства», поскольку «где нет государства, там... непрерывная война каждого человека против своего соседа, а поэтому каждому принадлежит лишь то, что он захватил и держит силой, что не есть собственность, не общность имущества, а неопределенность».

По сей день в научной литературе не затихают споры о том что первично: национальное государство, национализм или нация и как они соотносятся друг с другом. Например, специалисты до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, что именно преобладало в процессе объединения Италии: государственное строительство под руководством Кавура или же становление новой нации, процесс которого возглавили Дж. Маязини и Гарибальди. Что касается Германии, то нельзя не признать, что здесь задолго до ее объединения существовало сильное национальное движение. Но нельзя игнорировать и то, что во многом объединение немецкой нации и объединенная Германия явились результатом деяний Прусского государства во главе с железным канцлером О. Бисмарком.

Учитывая эти факты, многие исследователи не без основания отмечают, что не нация и национализм создают государства, а наоборот, они создаются государством. По-видимому, истина лежит посередине между этими крайностями. В одних случаях уже сформировавшаяся нация, как это было в Соединенных Штатах создает свое государство, а в других, как в Германии, укрепившееся государство является тем инструментом, с помощью которого создается нация.