Легитимность

Обеспечение легитимности, или легитимизация, — это форма обоснования, которая призвана интегрировать разрозненные институты, отношения, процессы, подсистемы и т.д., придавая смысл всему социальному порядку. Политическая легитимизация — это признание по меньшей мере большинством общества правомерности господства политического режима, действующего в данный конкретный период.

Даже самые тиранические режимы прошлого и наших дней претендуют на легитимность своей власти и считают нужным всячески ее подчеркивать. Как показывает исторический опыт, такую легитимность нельзя обеспечить одними только насильственными средствами. К примеру, Римская империя основывалась не только на силе и страхе применения принудительных санкций, но и на согласии, доброй воле и уважении ее подданных. Если это потеряно, презумпции законности режима и справедливости его законов бросается вызов.

Симптоматично, что еще Конфуций придавал большое значение доверию и уважению народа к правителям. Так, отвечая на вопрос одного из своих учеников — Цзы Гуна о сущности истинного Управления, он говорил, что в хорошо управляемом государстве должно быть достаточно продовольствия, вооружения и народ Должен верить правителям. Причем, утверждал он, в случае крайней необходимости можно отказаться от вооружения, продовольствия, но не от доверия народа, поскольку «без доверия народа государство не сможет устоять».

Многие могущественные мировые державы, которые казались вечными и незыблемыми, распадались и становились достоянием истории именно вследствие потери большинством граждан веры в способность обеспечить их безопасность, благополучие и справедливость. Тем более такая вера необходима для молодых, слабых, неустоявшихся государств. Быстрота и легкость, с которыми рухнула, например, Веймарская республика, объясняется прежде всего тем, что в глазах большинства немцев она не пользовалась легитимностью, поскольку считалась навязанной Германии несправедливым Версальским договором. Особенно показателен в этом отношении пример Советского Союза, который, несмотря на кажущуюся монолитность, фундаментальность и вечность, рухнул в буквальном смысле слова в одночасье именно потому, что большинство народа перестало верить в его легитимность. А почему - это уже другой вопрос.

Иначе говоря, законная власть — это та, которую весь народ, во всяком случае большинство, признает властью. Некоторые авторы (например, М. Дюверже) даже считают, что принуждение силой, физической, экономической или иной, нельзя называть властью.

О власти можно говорить лишь в том случае, когда подчиняющийся верит в то, что, подчиняясь велениям власти, он поступает правильно, справедливо и на законных основаниях. Таким образом, власть предполагает не только физическое принуждение, но и веру в законность такого принуждения.

Система легитимизации власти прошла длительный и сложный путь формирования и эволюции. В течение всей истории человечества вплоть до Нового времени определяющими в этом отношении были мифология и религия. Их роль и функции состояли в обосновании идеи божественного происхождения власти вообще и власти того или иного князя, царя, императора, династии в частности.

Эта «божественная идея» прошла через историю почти всех существующих на Земле народов, способствуя их консолидации в самые трудные для них времена. Более того, многие идеи, ценности, установки, связанные с мифологией и религией, составляли саму инфраструктуру общественного сознания различных сообществ людей, племен и народов.