Легитимность

Чтобы доказать законность своей власти или подчинить людей своей воле, государи во все времена использовали самые ухищренные средства. Среди них центральное место занимало то, что мы сейчас назвали бы запретом на информацию, которая каким-либо образом способна подорвать господствующую форму правления. Именно этой цели с самого начала служила цензура, призванная скрыть от широкой общественности неугодные правящему режиму факты и сведения, закрыть для нее доступ к так называемым подрывным идеям и концепциям.

Этим объясняется то, что одни государи, как отмечал известный деятель Великой французской буржуазной революции конца XVIII в. Ж.-П. Марат, «изгоняют из своих государств литературу, другие запрещают своим подданным путешествия, третьи не дозволяют народу размышлять, постоянно развлекая его посредством парадов, зрелищ, празднеств или же передавая его азарту игр... если же добродетель недовольных не поддается подкупу, государи выдвигают против них наемные перья подлых писак, всегда готовых оправдывать угнетение, клеветать на друзей отечества, чернить со всем присушим им искусством защитников свободы, которых они объявляют нарушителями общественного покоя».

Верность этого суждения доказывается множеством примеров из истории человечества от античности до наших дней. Самые, казалось бы, светлые головы античности в лице Гераклита, Платона и др. призывали запретить, например, Гомера, Гесиода. Как известно, пресловутая практика «изгнания философов» широко применялась в демократических Афинах. Именно там институт остракизма стал одним из важнейших средств зашиты спокойствия и целомудрия рядовых граждан. Для достижения данной цели не брезговали и цикутой, как это было с Сократом.

Особенно широкие масштабы цензура во всех ее формах и проявлениях приняла с институиионализаиией христианства в качестве государственной религии Римской империи. Рассматривая величайших мыслителей древности как исчадие ада и на этой основе санкционируя уничтожение большинства их творений, отцы церкви и христианские мыслители по сути способствовали фактическому разрывуантичной традиции и преданию забвению на многие века духовного наследия античного мира. После обращения императора Константина в христианство оно, став государственной религией Римской империи, встало на путь утверждения своего верховенства в вопросах как веры, так и государственного правления, используя для этого все возможные и невозможные средства - от составления списков запрещенных книг до костров инквизиции.

При всем том государство, как и любой другой общественный институт, считается легитимным, если оно служит благу всей совокупности его граждан. Главное требование, предъявляемое к властителям, — это гарантия справедливости правления. Принцип справедливости служит оправданию власти независимо от того, кактрактуется само это понятие. Здесь как нельзя лучше подходит максима - «salus populi suprema lex», т. е. благо народа - высший закон. Однако остается нерешенным вопрос, что есть благо, интерес, воля народа. Именно по критерию справедливости и несправедливости и, соответственно, легитимности и нелегитимности проводилось раз, Граничение между различными формами правления.

Сложная система легитимизации имеется в современном мире. Она сложилась в процессе возникновения и институиионализаиии современного светского национального государства со всеми его атрибутами и сущностными характеристиками, такими как суверенитет, конституционализм, парламентаризм, правовое начало, разделение властей и др.