Абстрактность и безличность государства

Эта категория лиц играла немаловажную роль в Древнем Егиnте империи Ахеменидов, Римской империи. Алофеозом , своего рода гимном бюрократии стала система обоснования государства и власти разработанная Конфуцием. Ему принадлежит образ благородного которого он поднял вес сановника - uзюн-uзы, с nомошью значение бюрократии в системе управления и в обществе на беспрецедентную высоту.

Бюрократии предписывались весьма широкие и важные функции по соблюдению ритуала, правил, рассматриваемых в качестве основы законности и жизнеспособности государства, а также по их реализации . Однако в Древнем Китае, равно как и в других государствах древности, не было государственной администрации в собственном смысле слова, поскольку там чиновники оплачивались натурой и почти полностью зависели от местных источников материальных богатств.

Иное дело современный аппарат государственно-административного управления, который невозможно представить без четких рационально разработанных формальных норм и правил, без строгой профессионализации политики, что ассоциируется с бюрократией. Его особенность состоит в том, что он носит постоянный характер в отличие от высших органов власти, находящихся в пpямой зависимости от результатов избирательной борьбы и расстановки сил в парламентах, госаппарат не зависит от этих колебаний и перестановок на вершине государственной машины. Будучи инструментом непосредственных властных функции, армии чиновников и служащих продолжает работать независимо от правительственного кризиса, роспуска парламента, досрочных выборов и т.д. И если главы правительств, министры и администраторы высшего звена приходят и уходят, то основная масса чиновничества составляет стабильный костяк системы управления. Поэтому неудивительно, что чиновничество стало могучей и влиятельной силой, подчас независимой от смены правительства и выборных органов власти.

Абстрактность и безличность, как и другие основополагающие атрибуты современного демократического государства, наиболее отчетливо проявляются в принципе правозаконности, являющемся первоосновой правового государства. Как показывает исторический опыт, власть варьируется от состояния полной анархии до жесточайшей диктатуры. В сущности это - неразрешимая антиномия. Можно привести примеры, свидетельствующие о том, что анархия, беспорядок, революция кончаются установлением самых крайних форм всевластия.

Когда перестают действовать внутренние обязательства, в действие вступают внешние формы, призванные обеспечить организационные принципы. Существует закономерность: чем меньше мы способны обуздать свои внутренние стихии, тем больше вероятность их подавления извне, помимо нашей воли и желаний. Если в обществе господствуют нетерпимость, анархия, хаос, война всех против всех, то рано или поздно это кончается установлением диктатуры А диктатура, в свою очередь, ведет к полному подавлению всех проявлений свободы.

В Новое время более или менее приемлемое решение данной проблемы было найдено на путях создания политической демократии и правового государства. Как уже отмечалось, государство основано на силе, но в правовом государстве эта сила узаконена, более того, она строго подчинена нормам права. Отвергая постановку вопроса о первичности права государству или наоборот, германский правовед Г. Хенкель не без оснований утверждал, что «государство есть право как нормирующая деятельность, а право есть государство как нормированное состояние».

В правовом государстве они взаимно предполагают и дополняют друг друга. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом. Это значит, что государство связано правом; оно вправе разрабатывать и принимать тот или иной закон, но само также обязано действовать в рамках этого закона, подчиняться ему. Государство, издавшее закон, обязано уважать его до тех пор, пока он действует, хотя оно правомочно и пересмотреть его или даже отменить. Более того, государство подсудно своему же суду и может быть осуждено им. Именно это в значительной мере и обеспечивает правовой характер государства.