Конфликт и консенсус составляют «диалектическую пару», интенсивность, глубина и направленность каждого из которых во многом определяет характер и жизнеспособность любого человеческого сообщества. Не является в этом отношении исключением и мировое сообщество в лице международно-политической системы. Более того, это та сфера, где конфликтное начало мира политического проявляется в наиболее обнаженной форме. Но серьезные конфликты, вплоть до вооруженных и войны, бывают и между гражданами одной страны. И здесь конфликт и консенсус идут в паре друг с другом.

Война как крайняя форма конфликта

Конфликт представляет собой одну из форм международно-политического взаимодействия. Он во многом определяется тем, что в силу ограниченности ресурсов, которыми располагает мировое сообщество, любой отдельно взятый субъект международных отношений не может реализовать свои интересы, не затрагивая интересы других.

Подробнее...

Война вытекает из самой природы человека

Вся история человечества свидетельствует о том, что война - это неотъемлемая врожденная составляющая человеческого существования, точно так же как тяга к игре, пению, снятию стресса, потребность в сатурналиях, вальпургиевых ночах, маскарадах и т.д. Здесь апологию войны необходимо решительно отделить от признания самой реальности этого феномена. Как можно убедиться из всего изложенного в данной работе, вся жизнь человека построена на антиномиях. Это - жизнь и смерть, добро и зло, свобода и рабством многое другое. Некоторые из антиномий неразрешимы. Возможно, к этой категории относится и антиномия между войной и миром.

Подробнее...

Феномен врага как фактор конфликтов и воин

Можно соглашаться или не соглашаться с моральными, нравственными, воспитательными или иными увещеваниями, но, как отмечал К. Шмитт, «то, что народы группируются по противоположности «друг-враг», что эта противоположность и сегодня действительна и дана как реальная возможность каждому политически существующему народу, - это разумным образом отрицать невозможно».

Подробнее...

Оценка феномена войны в мировых религиях

Не случайно, что войне уделяется столь значительное внимание во всех сохранившихся ныне религиях мира. Только буддизм как бы игнорирует ее или не рассматривает как средство убеждения. Впрочем такой подход вытекает из самой сущности буддизма, основанного на принципах терпимости, уважения к мнению и позиции других и отказа от убийства. Ему чужды столь характерная для других религиозных систем идея «священной войны»; установка на обращение в свою веру силой оружия.

Подробнее...

Рах quaereпda est - необходимо искать мира

Мы все хорошо знаем знаменитую формулу Т. Гоббса: bellum omnium contra omnes - война всех против всех, с помощью которой он оценивал естественное состояние людей в догосударственный период. При этом не всегда учитывается то, что во всех построениях Гоббса отчетливо прослеживается максима pax quaerenda est - необходимо искать мира, которую он считал первым основным законом природы. Эта максима предполагает заключение договора между людьми, находящимися в состоянии войны всех против всех. И действительно, состояние абсолютна, нескончаемой войны было бы чревато перспективой взаимного истребления стран и народов.

Подробнее...