Основные трактовки проблемы

О том значении, которое античные мыслители придавали морально-нравствен ному началу, свидетельствует принцип, сформулированный Сократом: «Лучше терпеть несправедливость, нежели причинить ее». По его мнению, несправедливость представляет зло в большей степени для того, кто ее совершил, нежели для того, в отношении которого она совершена. Определяя в качестве главной цели политики обеспечение «высшего блага» граждан полиса и предписывая ей нравственно-воспитательную роль, Аристотель, в частности, утверждал: «Государственным благом является справедливость, то есть то, что служит общей пользе». Природа дала человеку оружие - «умственную и нравственную силу», которую можно использовать как для добрых, так и для злых деяний. С «Человек, живущий вне закона и права, наихудший из всех... Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения». Здесь другой вопрос: какое именно содержание Аристотель вкладывал в само понятие «справедливость».

Показательна с данной точки зрения позиция св. Августина, утверждавшего: «Что не было справедливым, не может быть и законом». «Государства без справедливости - что это, как не большие банды разбойников?» - так ставил вопрос св. Августин. В русле этой традиции Лейбниц, исходя из своей идеи всеохватывающей гармонии, однозначно смешивал сферы права и морали. Во главу юридических предписаний он ставил истину, понимаемую как бескорыстную и беспристрастную любовь. Требуя привести политику в соответствие с требованиями высшего миропорядка и божественного закона, он высказывался за включение в правовые нормы требования об обеспечении блага всех граждан государства.

Несомненный интерес представляет позиция И. Канта, оказавшая значительное влияние на последующую этическую мысль, в том числе на политическую этику. Она вытекала из основополагающей мировоззренческой установки философа. Согласно Канту, нет какой-то действительности, независимой от разума. Наше познание не является отражением реальной существующей действительности, поскольку сама она есть построение нашего разума. Конечно, за этим построением существуют реальные объекты, но они не доступны разуму, поскольку существуют сами по себе, в качестве веши в себе (an sich). Мы можем сравнивать между собой различные представления об объективно существующем мире, сочетать и согласовывать множество частных, отрывочных восприятий, связывая их в единую цепь. При этом, хотя вещь в себе и не познаваема, она освящается светом разума и в силу этого становится нам близкой.

Иначе говоря, если другие философы утверждали, что истина добывается путем согласования человеческого разума с реальностями внешнего мира, Кант пришел к выводу, что источник и мерило истины находится в самом разуме. Соответственно, критерии морали и нравственности выводятся из собственной природы разума. Поскольку центром нравственного сознания является должное, оно также не имеет никакого отношения к реально существующему миру, а выводится из самой природы человека. Коль скоро политика - это одна из важнейших сфер человеческой деятельности, то она по самому определению не может быть теснейшим об разом связана с морально-нравственным началом.

Значительное место проблемам этики в сфере государственной жизни отводил Г. В. Ф. Гегель. Он разделял нравственную жизнь на три сферы - семью, гражданское общество и государство, определив их как «моменты» или «элементы» этической системы, регулирующие жизнь каждого отдельно взятого индивида. Здесь у Гегеля этические нормы актуализируются по-разному в действиях и отношениях людей, в зависимости от того, в какой сфере они действуют. Что касается государства, то его Гегель рассматривал как «действительность нравственной идеи».

По-своему, но в духе христианской идеи братства трактовал морально-нравственный аспект политики А.-К. Сен-Симон. Он, в частности, считал, что идея справедливости должна быть устранена из жизни общества и заменена идеей братства и любви. Характерно, что евангельская заповедь «Любите друг друга и помогайте друг другу» послужила эпиграфом к его работе «Индустриальная система».

Примерно подобной трактовки придерживались русские философы и правоведы, решительно выступавшие против противопоставления права и нравственности, лишения права морального измерения. Эта позиция, в частности, выразилась в известной идее о равнозначности правды-истины и правды-справедливости.