Дальнейшее развитие

Свой вклад в разработку основополагающих постулатов, установок, положений политической философии внесла целая плеяда ученых, философов, мыслителей, среди которых следует особо отметить И. Канта и Г.Ф.В. Гегеля. При этом особый интерес представляет работа Канта «Учения о праве», посвященная разработке основоположений правового государства. В ней в качестве главного нравственного закона, необходимого условия обосновывался государственный порядок. Проанализировав три основные ветви власти, без которых немыслимо само правовое государство, Кант пришел к выводу, что именно благодаря им государство «обладает автономией, т.е. само себя создает и поддерживает в соответствии с законами свободы». При этом он специально подчеркивал, что «под благом государства подразумевается... высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический императив». Суть категорического императива заключается в постулате о совершенном достоинстве и абсолютной ценности личности. Человек руководствуется априорным безусловным законом, не подверженным влиянию каких бы то ни было внешних обстоятельств, влияний. Бытие самого государства, как считал Кант, определяется требованиями категорического императива.

В то же время Кант отвергал слишком восторженную, на его взгляд, оценку человека просветителями. Он был убежден в том, что «зло присуще человеку от природы» или, иначе говоря, зло составляет прирожденное свойство человека. Для обуздания этого начала человек, человеческое общество нуждается во внешнем порядке, олицетворяемом правом и государством. Антагонизм, противоборство - эти проявления противообшественой общительности (ungesellige Geselligkeit) между людьми - превратились бы во всеобщую бескомпромиссную войну всех против всех, способную положить конец самому общественно-историческому процессу, если бы не правой государство, призванные обеспечить, с одной стороны, наивозможную в обществе свободу, а с другой - соответствующий внешний контроль для определения границ этой свободы. Немаловажное место в кантовском учении о праве занимает идея о народном суверенитете, сжато изложенная в формуле: «чего не может постановить о себе соединенная воля народа, того не может постановить и правитель».

Обращает на себя внимание тот факт, что Гегель не использует понятие «политическая философия» или «философия политики». Свой фундаментальный труд, посвященный материям, подпадаемым под это понятие, он назвал «Философия права». Напомним, что у английских авторов, начиная с Т. Гоббса, утвердились понятия «моральная философия» и «философия государства», равно как и «правление закона» (rule of low), причем в Германии эквивалентом последнего считалось понятие «правовое государство» (Rechtsstaat). Здесь же не случайно в конце XVIII в. возникло и понятие «философия права». Выбор Гегеля, по-видимому, объясняется тем, что формирование и утверждение идеи права и правового начала имели ключевое значение для радикальной трансформации самого мира политического в современном смысле слова.

«Философская наука о праве, - писал Гегель, - имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление». Однако анализ содержания «Философии права» показывает, что ее следует трактовать в более широком контексте. Дело в том, что Гегель излагает только собственное понимание принциповформирования и функционирования мира политического, политической организации общества. Важнейшие проблемы добра и зла, права и закона, свободы и справедливости, морали и нравственйости, личности, семьи, собственности, гражданского общества и т.д. рассматриваются в их соотнесенности с государством.

Это дает основание рассматривать данную работу не только как философию права, но и как философию политики вообще или как политическую философию. Политико-философский характер книги особенно отчетливо прослеживается в ее третьей части, озаглавленной «Нравственность». Здесь автор затрагивает ключевые вопросы, связанные с сущностью семьи, гражданского общества и особенно государства. Гегель подробно останавливается на идее государства, проблемах соотношения государства и религии, общественного мнения и государственных институтов, сущности власти и разделения властей, исторических формах государства и государственного правления и т.д.

Для правильного понимания воззрений авторов конца XVIII - первых двух четвертей XIX в. следует учесть, что в ряде слу28 чаев политическая философия и политическая наука продолжали использоваться как синонимы. Об этом свидетельствует, например, объемистый двухтомный труд английского исследователя Г. Броугэма под названием «Политическая философия», который вышел в свет в 1842-1843 гг.