Окончательное разграничение

Постепенно разграничение между гражданским обществом и государством превратилось в аргумент против статус-кво, и появились идеи будущего государственного устройства, призванного обеспечить социальное равенство, гражданские свободы и ограниченное конституционное правительство. Эти подробно разработанные представителями манчестерской школы и классического либерализма постулаты, получившие свое выражение в идеях свободной конкуренции, «государства - ночного сторожа», твердого индивидуализма, негативной свободы и тд., в дальнейшем стали идейной основой анархизма, либертаризма и других радикальных течений общественной мысли.

В данном контексте немаловажную роль сыграл тот существенный толчок, который был дан развитию политической теории, идей конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления, а также предпосылок формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих этим теориям и идеям, просвещением, а затем Великой французской революцией, войной за независимость США конца XVIII в. и серией революций в XIX в. Эта тенденция особенно отчетливо проявилась в английской, американской и французской политических традициях, где республиканская и демократическая системы рассматривались как наилучшие формы правления, соответствующие самой природе человека.

Все эти процессы и тенденции как в общественно-политической жизни, так и в духовной сфере создали объективные предпосылки для окончательного разграничения между естественной философией, моральной философией и философией государства. Уже в XVII в., когда понятие «естественная философия» начали использовать применительно к естественной науке Галилея и Ньютона, к моральной философии стали относить те области знания, которые во времена Платона и Аристотеля объединялись понятиями «этика» и «политика», а также другие области общественной жизни, ставшие позже объектом исследования социальных и гуманитарных наук. По мере возрастания значимости химии, физики, биологии и других дисциплин утвердились понятия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках последних изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

В первой половине XIX а моральные науки получили окончательное название «социальные науки», объектом изучения которых стали общество и мир политического в их взаимосвязи и взаимозависимости. В XVIII в. возникла эпистемология в современном смысле этого слова, а в XIX в. - философия науки как самостоятельная дисциплина. В том же веке появилось и получило распространение такое понятие, как «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук благодаря Г.В.Ф. Гегелю философия истории стала самостоятельной областью исследования. В этом же русле окончательно выделились и институционализировались политическая наука и политическая философия. Следует отметить, что само понятие «политическая философия» начало входить в научный лексикон в конце XVIII в.

Одним из первых его использо26 вал И.Г. Гердер в своем фундаментальном труде «Идеи к философии истории человечества», вышедшем в свет в 1784-1791 годах. Все это свидетельствовало о том, что процесс сегментации единой философии и рождения новых научных дисциплин приобрел необратимый характер. И с этого момента, как представляется, и начинается собственно история политической философии.