Сушностные характеристики идеологии

Во многом различные идеологические течения явились результатом приспособления тех или иных направлений политико-философской мысли: либерализма, консерватизма, марксизма, социал-демократизма, различных течений радикализма - к непосредственным потребностям практической политики различных конфликтующих сил в обществе.

Но в отличие от политической философии идеология ориентирована на непосредственные политические реалии и действия, на политический процесс и руководствуется соображениями привлечения возможно большей поддержки предлагаемого той или иной силой политического курса. Поэтому естественно, что она носит более ярко выраженный тенденциозный характер. Все идеологии, независимо от их содержания, касаются проблем авторитета, власти, властных отношений и т.д. Они основываются на признании определенной модели общества и политической системы, путей и средств практической реализации этой модели.

Именно в идеологии в наиболее обнаженной форме находит свое практическое воплощение, оправдание и обоснование конфликтное начало мира политического, или характерная для него дихотомия друг - враг. Для консолидации идеологии внешний враг имеет, пожалуй, не менее, если не более важное значение, чем единство интересов ее носителей. Здесь внешний враг служит мощным катализатором кристаллизации этих интересов. Если врага нет, то его искусственно изобретают.

Особенно отчетливо этот принцип проявляется в радикальных идеологиях, которые вообще не могут обходиться без внутренних и внешних врагов. Более того, сама суть этих идеологий выражается с помощью образа или образов врагов. Как отмечал германский исследователь О. Ламберт, эффективность идеологии в данном аспекте наиболее отчетливо проявляется в случаях, когда остальной окружающий мир видится как враждебная сила, провоцируя тем самым инстинкты обороны, страха, агрессивности у членов группы или общества. Каждая идеологическая конструкция содержит развернутое представление об антиподе или противнике. От его образа во многом зависит степень интегрированности группы или общества.

Любая идея, как бы совершенна она ни была, доведенная до абсолюта, превращается в свою противоположность или настоящий абсурд. И, естественно, попытки ее реализации не могут не обернуться далеко идущими негативными последствиями. Если теоретически допустить, например, возможность жизнеустройства, строго следующего нормам и установкам Евангелия, то не приходится сомневаться, что оно рано или поздно развалится.

Ни одна армия в мире не способна эффективно функционировать, во всех случаях строго следуя букве собственного же устава. Или же в экономической Сфере известен эффект так называемых забастовок по-итальянски, которые приводят в буквальном смысле слова к параличу производства (например, работы железнодорожного транспорта) лишь потому, что все работники начинают скрупулезно соблюдать установленные правила и нормы труда и техники безопасности.

Именно такова участь всех радикальных идеологических конструкций. Наглядный пример этого дают тоталитарные идеологии как, постулируя возможность самостоятельного существования и реализации какого-либо одного элемента общества вне его связи с остальными элементами или вопреки им, тоталитаризм по сути осуществил изъятие одного-единственного «изма» из общего контекста множества «измов» и редукцию всей сложности, многообразия и полноты реальной жизни свел к единому знаменателю. К этому единственному «изму» примеривали и сводили всю действительность, отсекая от нее и ликвидируя все неугодные институты, организации, ценности, идейно-политические течения, религии, классы, сословия и т.д.