Истоки политического идеализма

Политический идеализм, как правило, принимает форму индивидуализма, гуманизма, либерализма, анархизма, интернационализма. Важное место в нем занимает социалистический или коммунистический проект с его идеалами, с одной стороны, бесклассового, справедливого и совершенного во всех аспектах общества, а с другой - международного мира и гармонии между трудящимися всех стран Сущность и содержание этих проектов и конструкций хорошо известны, и поэтому здесь не целесообразно сколько-нибудь подробно их рассматривать. Остановимся лишь на некоторых политико-философских аспектах идеальных проектов мироустройства.

Одним из воплощений политического идеализма является пацифизм. Сам термин «пацифизм» вошел в политический лексикон во второй половине XIX в., хотя феномен, обозначаемый им, возник значительно раньше. В 1927 г. германский философ М. Шелер выделил восемь разновидностей пацифизма: героический, индивидуальный, христианский, юридический, полупацифизм коммунистов и марксистских социалистов, империалистический пацифизм универсального государства, космополитический, классовый и культурный интернационал. Все эти разновидности объединяет убеждение в возможности и неизбежности постепенного единения мира и возникновения единой всемирной наднациональной и надгосударственной организации, основанной на международном праве и призванной ликвидировать источники и причины международных конфликтов, отменить силовую политику, установить мирные и гармонические отношения между народами.

Проекты создания неких международных институтов для трансформации отношений между государствами восходят к далекому прошлому. В средние века француз отец Дюбуа замышлял создание Совета христианских суверенов, призванного предотвращать войны и разрешать споры между государствами с помощью арбитража, признавая при этом римского папу в качестве последнего арбитра. С появлением на исторической арене суверенных национальных государств постепенно были разработаны разного рода идеи и идеалы системы равноправных, свободных и самоопределяющихся стран, сосуществующих в мире и гармонии. В XVII и XVIII вв. выдвигались проекты создания авторитетных органов, которые решали бы споры между государствами мирными средствами.

Среди этих проектов можно назвать следующие: «Великий план» Силли, целью которого было провозглашено сохранение мира на европейском континенте; предложенный У. Пенном проект Европейского сейма, который собирал бы вместе представителей европейских государств с целью устранять противоречия между государствами, не поддававшиеся разрешению дипломатическими средствами; Проект установления в Европе вечного мира де Сент-Пьера; идеи Ж.-Ж. Руссо, обосновывавшего создание некоей организации народов Европы, основанной на фундаментальных принципах международного права, и др.

Наибольшую популярность получил «Проект вечного мира» И. Канта, в котором вечный мир между народами рассматривался как одна из важнейших целей истории, достигаемых в процессе поступательного движения человечества от грабежа к торговле, от насилия к договорным отношениям, от захватнических войн к мирному порядку. Кант утверждал, что создание правового государства приведет к «вечному миру» между европейскими народами, что все государства, установив у себя республиканскую форму правления, откажутся от притязаний на чужие территории, будь-то путем завоевания, наследования и др.

В русле этой традиции А. К. Сен-Симон в работе «О перестройке европейского общества», опубликованной совместно со своим учеником О. Тьерри в 1813 г., выдвинул идею создания общеевропейского наднационального государства. Хотя Сен-Симон и делал реверансы в сторону принципа сохранения национального суверенитета, он тем не менее выступал за такую конфедерацию, которая должна была бы управляться наследственным королем и «большим европейским парламентом». Причем предусматривалось, что эти два органа будут поставлены «над всеми национальными правительствами и наделены полномочиями решать их разногласия».