Мир политического

Когда мы говорим о мире политического, то имеем в виду прежде всего уже застывшие, статичные, наличные в каждый конкретный момент феномены, структуры, составные элементы, функции, условия для их нормального функционирования, соотношение и взаимодействие друг с другом и т.д. Но политическое не ограничивается этим, поскольку одной из важнейших характеристик политического является динамика, т. е. сфера, подверженная постоянным изменениям. К тому же политическое своей интегральной частью включает теоретический и социально-философский аспекты. Здесь политическое охватывает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений.

В центре мира политического стоят государство, власть и властные отношения. Они составляют основополагающие категории политической философии и Лолитической науки и дают ключ к пониманию сущности и предназначения политики, политических институтов и всего мира политического. Только раскрыв вопрос о природе власти и государства, можно выделить политику из всей общественной системы и комплекса общественных отношений.

Дискуссионным является вопрос, правомерно ли говорить о политическом в догосударственном состоянии, как это было, например, в эпоху первобытно-общинного строя. В древнем мире и средневековье государство и власть составляли часть политического, которое, в свою очередь, еще не отделилось от общества. Следовательно, применительно к древности и средневековью не совсем корректно говорить о политическом в современном понимании этого слова. Государство существует там, где есть политика, но политика сама по себе может существовать и вне государства. Наглядный пример — политика международных организаций, где не всегда государство, по крайней мере официально, играет определяющую роль.

Но все же тесная взаимосвязь понятий «государство» и «политика», «государство» и «политическое» само собой подразумевается.

К. Шмитт совершенно справедливо отмечал, что «понятие государства предполагает понятие политического». По его словам, «государство есть политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости». Шмитт подчеркивал, что оба этих признака — статус и народ — получают смысл лишь благодаря более широкому признаку, т. е. политическому.

Некоторые авторы придают власти столь большое значение, что зачастую отождествляют ее с миром политического в целом. Как считал, например, американский политолог Дж. Кетлин, политическая наука по сути отождествляется с исследованием власти, т. е. превращается в науку о власти. Очевидно, что здесь политическая наука характеризуется как дисциплина, занимающаяся исключительно исследованием феномена власти.

Власть существовала задолго до возникновения государства, она появилась вместе с выходом человека из стадного состояния. Но тем не менее применительно к тому периоду нельзя говорить о какой-то институционализации власти, вычленении государственной или политической власти из всей системы табу, запретов, форм регулирования жизнедеятельности первобытной общины во всех ее проявлениях.

С усилением социальной дифференциации и возникновением государства на смену авторитету старейшин пришел авторитет публичной власти. Возникли аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые в лице государства стали над обществом. Иначе говоря, и государство, и власть как бы дополняют и усиливают друг друга. Государство — главный или единственный субъект власти и властных отношений. Именно в этом качестве они и составляют центральный, или осевой, элемент мира политического.