Мир политического
Разумеется, такое разграничение носит условный характер, поскольку новая расстановка политических сил и, соответственно, принятие политических решений возможны и в процессе повседневного государственного управления.
С рассматриваемой точки зрения интерес представляет то, что в английском языке для обозначения «политики» используются два термина: policy и politics. Как отмечал Р. Арон, «слово «политика» в первом его значении — это программа, метод действий или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом». Во втором же значении это слово «относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy) направления... - имеющие собственную policy, то есть свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение». Все это говорит о том, что политика есть одновременно и сфера, и форма деятельности.
Изложенное дает основания для вывода, что понятие политического значительно шире и богаче понятий государства, политической системы, власти и тд. Однако при всей многозначности данного понятия, когда говорят о мире политического, речь все же идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государством и государственным устройством, институтами, принципами, нормами и т.д., призванными гарантировать жизнеспособность сообщества, людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Иначе говоря, под политическим подразумевается все то, что касается феноменов, институтов, организационных форм и отношений в обществе, за которыми признана окончательная власть и авторитет для утверждения и сохранения порядка и реализации других жизненно важных для него целей.
Политическое имеет много измерений — экономическое, социокультурное, социально-психологическое, структурное, функциональное, мировоззренческое или социально-философское и др. Поэтому оно является объектом изучения многих дисциплин, таких как социология, государственно-правовая наука, геополитика, политическая наука и т.д. Особую актуальность приобретает разграничение предметов изучения политической науки и политической философии.
Можно сказать, что первая концентрирует внимание на политическом в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В фокусе ее зрения — такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура, история политических учений, субъекты политического процесса, партии и избирательные системы и т.д.
При разграничении предмета политической науки и политической философии следует исходить из того, что в качестве центрального субъекта мира политического выступает человек, который является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным, социокультурным, политико-культурным, нравственным. Другими словами, человек - центральный субъект политики, политика — функция взаимодействующих между собой людей. Каковы эти люди, такова и политика.
Было бы напрасным трудом пытаться провести некие линии разграничения между различными ипостасями, в которых одновременно выступает человек. Обращаясь к человеку, политология вторгается в сферу интересов философии, этики, культурологии и т.п., а те, в свою очередь, в сферу интересов самой политологии. На пересечении этих сфер мы и вправе вести разговор о политической философии и связанных с ней дисциплинах и сферах духовной жизни: политической антропологии, политической психологии, политической этике и др.
Антропология имеет естественно-научный и гуманитарный аспекты. Именно в этом смысле и говорят о культурной, философской, политической и других антропологиях. Традиционно под политической антропологией понимается дисциплина, занимающаяся системами и институтами управления и этнических сообществ, в особенности в развивающихся и примитивных обществах. Она интересуется связями политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества.
Политико-антропологические исследования позволили сравнить разнообразные политические системы и выявить этнические факторы в политическом поведении людей.
Политическая психология призвана изучать роль установок, ориентации, убеждений, ожиданий, мотиваций, восприятий в политическом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода используются при изучении общественного мнения, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества, электорального поведения, политических установок.