Политическая теория
Зачастую политическая философия смешивается с политическими теориями или Просто с теми или иными политическими идеями. Поэтому весьма актуален вопрос об их соотношении друге другом. Политические феномены, их функционирование невозможно понять в отрыве от политической мысли, поскольку мысль и действие пронизывают друг друга.
Политическая мысль может принимать различные формы, но свое реальное воплощение она получает в политической идее и теории. Как отмечал Г. В. Ф. Гегель, все, что нами мыслится, является продуктом мышления. Однако, говорил он, «мысль есть еще нечто формальное; понятие есть уже более определенная мысль; наконец, идея есть мысль в ее целостности и ее в себе и для себя сущем определении». Идея и теория имеют своим основанием мысль, отличную от практики или действия.
Понятие «идея» занимало ключевое место в ряде философских систем античности. Так, Платон рассматривал эфемерный и изменчивый мир как своего рода эманацию невидимого и неизменного мира идей. Постепенно это понятие потеряло свой первоначальный платоновский смысл, приняв общее значение представления, мысли, постулата и т.д. Сейчас под политической идеей подразумевается любое политически значимое мнение, утверждение, убеждение, тезис и т.д.
Политическая философия, хотя и включает в себя идеи, не сводится к ним. Главная ее задача состоит в выявлении онтологических оснований политики, ее сущности и предназначения. Политическая идея — это не более как развитие или зашита каких-либо утвердившихся убеждений или мобилизующих мифов.
С определенными оговорками можно сказать, что комплекс нескольких идей составляет политическую теорию. По мнению специалистов, само слово «теория» впервые было введено в древнегреческой философии орфиками и означало «страстное и сочувственное созерцание». Первоначально оно понималось как сконцентрированный мысленный взгляд на что-то в состоянии размышления с целью понять это что-то. В этом смысле оно покрывало бытие (онтологию), равно как и объяснение причинно-следственных связей в его религиозном или философском выражении, а также эмпирическую или логическую мысль.
В современном смысле под теорией понимается комплекс представлений, идей и воззрений, имеющих своей целью истолкование и объяснение тех или иных политических явлений и процессов. Это понятие используется и в более узком смысле, подразумевая наиболее развитую форму организации научного знания, призванную дать целостное представление об определенной сфере природной или общественной действительности.
Теория - это целостная система знания, различные компоненты которого расположены в логической зависимости друг от друга и выводятся из определенной совокупности понятий, утверждений и т.д. Теория как особая форма освоения и истолкования мира всегда связана с определенными философско-мировоззренческими установками. Это нередко служит фактором, затрудняющим проведение сколько-нибудь четкой линии разграничения между политической философией и политической теорией. Как писал американский социолог Дж. Тернер, «теоретизирование можно отнести к числу средств, с помощью которых мыслительная деятельность, известная как «наука», реализует три свои основные цели: классифицировать и организовывать происходящие в мире события таким образом, чтобы их можно было представить в перспективе; объяснять причины происшедших событий и предсказывать, когда, где и как будут происходить события будущие; предлагать интуитивно привлекательное здравое «понимание» того, почему и как должны происходить события».
Поэтому очевидно, что описание или систематизация эмпирических фактов, взятых сами по себе, не составляет теорию. Теория в обязательном порядке предполагает не только описание, но и объяснение. Объяснение, в свою очередь, включает раскрытие закономерностей и причинно-следственных связей втех процессах и феноменах, которые данной теорией охватываются.
Политическая теория концентрирует внимание на конкретных проявлениях мира политического, таких, например, как структура и функции, институты и субъекты, их поведение, роли и взаимоотношения, формы и типы политических систем.
Теории, как считал Т. Парсонс, представляют собой аналитические конструкции, используемые для исследования «внешнего мира так называемой эмпирической реальности». При этом «по крайней мере некоторые из общих концепций науки не являются фикциями, а адекватно «схватывают» аспекты объективного внешнего мира». Парсонс, как и большинство ученых, начиная с М. Вебера, принимает идею о том, что концептуальные схемы составляют необходимые аспекты восприятия, будь то в науке или повседневной жизни. В качестве четко сформулированных научных конструкций эти схемы обеспечивают объективную и систематическую ориентацию на данные, помогающие в открытии и исследовании фактов. Парсонс ставил своей задачей формулирование «всеобщей теории социальных наук», призванной выполнять три главные функции: кодификацию существующего конкретного знания; проведение исследований; обеспечение рамок интерпретации исследуемых реальностей. Отсюда - теории структурно-функционального анализа, типологизации политических и партийных систем, теории демократии, тоталитаризма и авторитаризма и др.
Что касается политической философии, то она берет исследуемые материи в их целостности, стремится постичь лежащий в их основе универсальный принцип, понять саму идею политического, идею государства и власти, абстрагируясь от их конкретных воплощений.
Кризис и революция