Сущностные характеристики
Нельзя не затронуть здесь и мнения, что демократия может быть или тоталитарной, или авторитарной. Это явное недоразумение, основывающееся на подмене понятий. Если рассматривать его с точки зрения форм власти, то очевидно, что при всей внешней схожести отдельных атрибутов (например, принцип избрания путем всеобщего голосования, бывший в тоталитарной системе формальным и чисто ритуальным процессом, результаты которого заранее были предопределены) тоталитаризм (или авторитаризм) и демократия по подавляющему большинству системообразующих принципов представляли собой прямо противоположные формы организации и реализации власти.
Это применимо к большинству понятий политической философии, таким, как либерализм, консерватизм, радикализм и др., содержание которых в соответствии с меняющимися социальными и политическими реальностями подвергалось существенным изменениям в историческом развитии.
Теоретические суждения должны быть систематически организованы в соответствии с избранным теоретиком углом зрения и понятийным аппаратом. Задача абстракции состоит в том, чтобы упростить реальность, не искажая при этом ее сути. Если в большинстве социальных и гуманитарных наук абстракция возможна а posteriori, то в политической философии она допускается a priori.
Политический философ не просто описывает факты, олицетворяемые событиями политической жизни, а выявляет сущности, в которых достигается единство внутренней и внешней сторон феноменов, поскольку они обусловлены именно этими фактами. Иначе говоря, политическую философию интересует не столько эмпирическая, фактографическая сторона мира политического, сколько значимость и смысл его в целом. Если философия как таковая призвана постичь природу вещей вообще, то политическая философия имеет своей целью понимание природы политических вещей.
Философия, говоря словами Гегеля, есть постижение наличного и действительного. С этой точки зрения политическая философия концентрирует внимание на сущем, т. е. мире политического, таком, каков он есть на самом деле. Она призвана постигать сущность политического, определять, так сказать, в последней инстанции природу политических вещей в самом широком и глубинном понимании этих слов. Объясняя суть своей книги «Философия права», Гегель писал: «Данная работа, поскольку в ней содержится наука о государстве, будет попыткой постичь и изобразить государство как нечто разумное в себе. В качестве философского сочинения она должна быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство таким, каким оно должно быть; содержащееся в нем поучение не может быть направлено на то, чтобы поучать государство каким ему следует быть; его цель лишь показать, как государство этот нравственный универсум, должно быть познано».
Следует отмстить, что этот тезис, верный для философских проблем права, нуждается в определенных оговорках применительно к политической философии. Особо следует подчеркнуть, что сущность политического отнюдь не исчерпывается конкретно существующими реальностями. Политическая философия имеет своей задачей выяснение природы политических вещей со всеми их атрибутами такими как добро и зло, реальное и идеальное, сущее и должное, совершенное и несовершенное, справедливое и несправедливое, подлежащее сохранению или изменению, одобрению или осуждению и т.д. в политике Политическая философия, как отмечал Л. Страус, представляет собой попытку заменить мнение о природе политических вещей знанием об их природе. Интегральной частью знания о политических вещах включают интерпретации, трактовки субъективные оценки. Последние по самой своей природе предполагают принятие или непринятие, выбор или отклонение, одобрение или осуждение этих вещей. Поэтому они не могут быть нейтральными.