Легенда о Великом инквизиторе

В самой природе человека наряду с приверженностью началам добра равновеликое место занимает такая же приверженность началам зла Не случайно, что во всех религиозных и политико-философских учениях присутствует идея борьбы между добром и злом. Наиболее выпукло она выражена в зороастризме, где царство светлого божества Ахурамазда (или Ормузда) олицетворяет начало добра, а царство темного божества Аримана — начало зла Именно в этой борьбе, согласно зороастризму, и состоит сам смысл бытия. Государство должно быть воплощением добра и небесного Ахурамазды, а его верховный правитель — служителем Ахурамазды. В христианстве вечная борьба между этими двумя началами завершается Армагеддоном.

В более глубинном онтологическом измерении в человеке, как отмечал Ф. Шеллинг, «содержится вся мощь темного начала и в нем же содержится и вся сила света, в нем — оба средоточия: и крайняя глубина бездны и высший предел неба». Оба этих начала немыслимы друг без друга Ведь Бог создал мир по своей божественной воле и человека — по своему подобию. Мы не ангелы именно по Его воле. Добро и зло, Дьявол и Бог, если допустить их раздельное существование, всегда идут в обнимку друг с другом. «Иисус сказал им в ответ, берегись, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие пройдут под именем Моим и будут говорить: Я Христос, — и многих прельстят. И действительно, зачастую Дьявол являлся и является людям в обличьи Бога — и наоборот. А те, кто являлся миру с претензиями искоренить зло, нередко оказывались сущими исчадиями Ада. Если Бог — начало добра, то, как показывает весь опыт истории человечества, Дьяволу в качестве воплощения злого начала в иерархии духовной сферы не может не быть отведено равновеликое Богу место. Л ибо сам Бог воплощает оба этих начала, и в этом отношении он пребывает по ту сторону добра и зла, по ту сторону истины и неистины, либо Он не мыслим без своего непременного двойника — Дьявола, обладающего полным суверенитетом в собственной, как говорится, епархии.

Не было бы Антихриста без самого Иисуса Христа, Антихрист — производное от самого Христа, как Люцифер — от Бога. Долины существуют потому, что существуют горы, и горы существуют потому, что существуют долины. Бог есть потому, что есть Дьявол, и Дьявол есть потому, что есть Бог.

Они исключают друг друга, они непримиримые антагонисты, но они одновременно и дополняют друг друга, и в этом плане они соработники в деле сотворения мира Поэтому было бы легкомысленно отдавать монополию в духовной сфере одному лишь Богу, поскольку и тот и другой — творения человеческого духа.

Человек — место встречи Бога и Дьявола. Человек — место встречи и совпадения противоположных начал: миролюбия и агрессии, консенсуса и конфликта, порядка и анархии, социальности и асоциальности и т.п.

Это относится ко всем без исключения сферам и аспектам человеческого бытия, как материальным, так и духовным. Поэтому духовную жизнь нельзя представлять себе как некоторую данность, состоящую всецело из положительных, возвышенных, небесно-лазурных величин и категорий, свободную от всяких отрицательных признаков и атрибутов, которые, как правило, по недоразумению противопоставляются сфере духа Ариман, Люцифер, Иблис - такие же «законные» ее составляющие, как Ахурамазда(или Ормузд), Бог, Аллах; рай получает свою легитимность именно потому, что в сфере духа он имеет своим антиподом ад. Симптоматично, что в древнегреческой мифологии каждый из олимпийских богов имел своего хтонического двойника — даже лучезарная Персефона В зороастризме сами Ахурамазда и Ариман как владыки царств добра и зла произошли от Зеруане-Акрене — этого неограниченного абстрактного мирового начала.

Такой подход верен для большинства религиозных систем, поскольку при всей своей благости их боги в конечном счете оказываются не всемогущими, в противном случае они не допустили бы существования своих антиподов.