Тоталитарным режим как царство Великого инквизитора

Потрясает своей неправдоподобностью трагикомическая ситуация, когда один из даровитых писателей XX в К. Гамсун в 1943 г. презентовал свою медаль лауреата Нобелевской премии по литературе гитлеровскому министру пропаганды Й. Геббельсу, считая последнего писателем и интеллектуалом, более, чем он сам, достойным этой медали!

Это особый вопрос, требующий самостоятельного исследования. Но все же фактом остается то, что в тоталитаризме мы имеем перед собой новый тип рабства, которому сотни миллионов людей предаются чуть ли не добровольно, во всяком случае без активного сопротивления. Современные формы рабства качественно отличаются от всех прежних форм хотя бы тем, что в наше время, особенно в так называемых цивилизованных обществах, не обязательно надевать на человека внешние аксессуары в виде ярма, кандалов или ограничивать свободу передвижения определенными пространственными пределами.

В сфере взаимоотношений индивида и государства, правителей и управляемых зачастую преобладающие позиции занимают отношения «патрон-клиент», государство и его руководители оцениваются массой населения по их способности проявлять и реализовать «отцовскую» заботу о своих подданных. Есть та или иная степень персонализации политики и самого государства, когда эта понятия отождествляются с личностями конкретных государственных деятелей, вождей, фюреров, «отцов нации» и т.д. Важное место (с существенными оговорками применительно к тоталитарной политической культуре) занимают традиция, обычай, норма. В наиболее жесткой форме некоторые важнейшие элементы данного типа проявились при тоталитарной системе с ее жестким подчинением всех сфер жизни всемогущему государству.

Для традиционных форм деспотизма и авторитаризма было характерно господство родового обычая, а власть, занимая подчиненное к нему положение, сама основывалась на традиции. Единство в традиционном обществе зиждилось на укорененности в общественные структуры: семью, общину, племя, род, коллектив, церковь и тд. Тем не менее люди, порой занимая чуть ли не рабское положение по отношению к власть имущим, все же находили опору в этих структурах.

Что касается современных форм деспотизма в лице, например, тоталитаризма, то они строятся на подрубании и уничтожении всех корней, связывающих отдельного человека с общественным организмом, всех опор, служащих своеобразными референтными группами (родственная и соседская общины, церковь, объединения, организации и т.д.), на предельной унификации всех связей, обнажении и выставлении на всеобщее обозрение самых неприкосновенных сторон частной жизни.

Как установлено социально-психологическими исследованиями, процесс идентификации, утверждения конформизма и одномерного взгляда на вещи облегчается, как правило, улиц, не уверенных в себе, испытывающих определенный комплекс неполноценности, не чувствующих под собой твердой опоры.

Отождествление себя с сильным, авторитетным человеком, группой, организацией придает им необходимую уверенность. Оторванность от корней, глубины, отсутствие или нехватка ощущения твердости бытия делают легкими все движения и повороты в поведении и действиях людей. Когда человек сомневается в себе, им можно управлять, помыкать, заставлять его смотреть в рот своему начальству, проявлять ретивость и прыткость в исполнении его указаний, особенно не утруждать себя щепетильностью в отношении морально-этических норм и т.д.

Особенно невыносим для него груз ответственности за принятие решений, в том числе и тех, которые непосредственно касаются его собственной жизни. Здесь наглядно проявляется известный феномен бегства от свободы, когда истина-свобода приносится в жертву превратно понятой истине-справедливости.

Но тем не менее ни один тиранический режим, в каких бы одеяниях и под какими бы лозунгами он ни выступал, нс способен превратить всех людей в рабов, окончательно истребить стремление человека к свободе. Поэтому не удивительно, что в самые мрачные времена тоталитаризма при всех искажениях сознания, приоритетов, миропонимания и т.д. были миллионы и десятки миллионов людей, которые честно и зачастую самоотверженно тянули свою лямку, служили своей родине, людей, значимость которых всегда остается величиной постоянной, инвариантной.