Легитимность

Мифы и религия, будучи частью исторической традиции того или иного народа, пронизывают его культурное наследие и, соответственно, отражаются и на характере его общественного сознания Большинство мифов древних народов настойчиво подчеркивали божественный характер власти верховных правителей. Считалось само разумеющимся, что цари, фараоны, императоры, короли древнего мира получали власть как бы прямо из рук богов или же они сами объявляли себя верховными божествами.

В большинстве древних мифов божества, от которых правители получают власть, считаются, как правило, воплощениями справедливости, правды и добродетели, скажем, шумерский бог Шамаш, древнеегипетская богиня Маат. Божественный характер власти фараонов означал, что она соответствует естественному божественному порядку справедливости - богине Маат. Эти представления отражены почти во всех известных древних законах. Так, изображая предложенные им законы как результат воли богов, древневавилонский царь Хаммурапи подчеркивал: «По велению Шамаша, великого судии небес и земли, да сияет моя справедливость в стране, по слову Мардука, моего владыки, да не найдут мои предначертания никого, кто бы отменил их». Согласно индийским Ведам и Упанишадам, все варны должны следовать божественой дхамме - закону, долгу, обычаю, правилу поведения Вдревнекитайском мифе о божественном происхождении власти вся она сосредоточена в личности императора Поднебесной который является звеном, связывающим народ с Небом. Так обосновывая божественную природу власти, Конфуций рассматривал ее в качестве незаменимого инструмента поддержания порядка в обществе и регулирования отношений между господствующими и подвластными. В системе государственного устройства Конфуция роль высшей направляющей силы отводилась Небу определяющему, по его мнению, судьбу как самой Поднебесной так и всех ее жителей. Характерно, что прерогатива интерпретации воли Неба принадлежит исключительно цзюнь-цзы т е тем кто В совершенстве овладел принципами ли, или иначе говоря самим правителям и бюрократии. Поэтому неудивительно что Небо изображается также как страж основных догматов учения самого Конфуция, одного из центральных мест в котором занимает идея о цзюнь-цзы.

Согласно св. Писанию, законы еврейского народа получены Моисеем прямо от Бога. Боги передали власть людям, но в экстремальных случаях они действуют непосредственно, например через откровения, разного рода чудеса и т.д. Эта идея получила дополнительное подтверждение в концепции естественного права, так как она была сформулирована стоиками и христианскими мыслителями в конце античности. Как считали христианские теологи МИР - это творение высших сил, всевышнего и, соответствен™ все его творения, в том числе и люди, связаны его волей, которая проявляется отчасти через откровение, как оно интерпретируется церковью, отчасти с помощью естественного разума. В соответствии с подобными установками в средние века легитимность власти обосновывалась волей божественного провидения и выводимым из него естественным правом.

Ярко выраженная персонализация политической жизни и государственной власти характерна для России. Она способствует тому, что установки, симпатии и антипатии россиян ориентированы больше на личности конкретных политиков, нежели на политико-идеологические программы. Так, облик и судьбы российской истории на различных ее этапах определяли Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, Б. Н. Ельцин.

Не требуется особых усилий для доказательства того, что харизматичность в различных ее новых формах и модификациях сохраняет актуальность и в современном мире. Более того, харизматические лидеры и харизма как фактор, определяющий симпатии и/или антипатии избирателей и, соответственно, их выбор, стали важнейшими элементами политической культуры всех типов в эпоху информационной революции и электронных средств массовой информации. Что касается тоталитарного типа политической культуры, то харизма в крайних формах поклонения вождю — фюреру также является его неотъемлемой составной частью.

историцизм