Происхожление и сущность власти

Власть и господство - это базовые характеристики любого человеческого сообщества. С этим феноменом мы встречаемся почти во всех сферах жизни. Речь может идти , например, о власти родителей над детьми в семье, руководителя предприятия над работниками, мэра города над своими подчиненными, папы над прихожанами католической церкви и т.д. Часто понятие власть используется в качестве метафоры. Говорят, например, о власти традиций, власти предрассудков, власти идей, власти любовью и т.д. Говорят также о власти человека над самим собой, власти над природой и т.п.

Наиболее адекватное выражение понятие власти находит в политической сфере. Большинство исследователей придерживается мнения, что лишь власть, осуществляемая государством, его институтами и должностными лицами, является политической властью. Она отличается совершенством внутренней организации и степенью подчинения себе управляемых. Специфическая особенность государственной власти состоит в том , что она осуществляется единой системой специальных центральных, или высших, и местных, или нижестоящих, органов, взаимосвязанных по вертикали и горизонтали. Именно понимаемая так власть и является предметом исследования данного раздел а. Хотя власть и наделяется некоторыми общими, универсальными значениями, в разных социокультурных системах она может пониматься по-разному, иметь особые оттенки, включаться в разные системы координат идеального. Власть подразумевает людей - субъектов властных отношений и с этой точки зрения она есть социальный институт. Поэтому вполне естественно, что ее трактовка связана с субъективными позициями разных социальных групп или организаций, выражающих их интересы.

Власть, как и государство, составляет один из ключевых элементов мира политического. В течение многих веков мыслители, ученые и исследователи различных социально-философских и идеинополитических направлений пытались определить фундаментальную природу власти, основные ресурсы, обеспечивающие обладание ею и ее реализацию, границы, в которых могут быть использованы эти ресурсы и, соответственно, применение самой власти. Немаловажное место в этих поисках занимало установление основных источников власти и факторов ее возникновения и последующей эволюции.

Как социально-политический феномен власть составляет антитезу состояния безвластия, отсутствия власти. Началу «архи» (власти) в качестве символа организованного порядка в сообществе людей, регулируемого определенным комплексом общеобязательных норм и правил, противопоставлялось начало «анархэ» (безвластия) в качестве сим вола общественного устройства, в котором отсутствуют всякая власть, господство и принуждение. Ксенофан называл «анархией» время без Архо на, т. е. без высшего правителя государства.

Идеал такого общества, получивший позже большую популярность, на рубеже нашей эры римский поэт Овидий назвал «золотым веком», «когда люди без всяких судей сами, по собственной воле соблюдают честность и справедливость».

Греческое слово «анархэ», означаюшее «свободу от господства» или «состояние свободы», равно как и прилагательное «анархос», сохраняет свое значение почти в неизменном виде со времен Гамера и Геродота. Анархическими можно считать общину без вождя, общество без государства, армию без командующего, команду корабля без капитана, банду разбойников без главаря и т.д. Причем большей частью с античных времен это слово употреблялось с отрицательным оценочным оттенком. Для подавляющего большинства античных мыслителей самоочевидным был факт, что человеческое общежитие всегда нуждается в «архэ», т. е. властном начале, призванном укротить стихийные импульсы людей и обеспечить порядок в обществе. Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разные идеи о некогда существовавших свободных обществах, без принуждения и господства, относятся к жанру политических утопии, но никак не к реальной истории. То же самое верно и применительно к различным вариантам анархизма, которые, в отличие от большинства традиционных утопий, предлагавших модели справедливой власти, заменяют их (во всяком случае в идеале) идеей свободы от любых форм власти.