Абстрактность и безличность государства

Поэтому основополагающими сущностными характеристиками современного государства являются его абстрактность, без личность и анонимность. Большую часть истории человечества государство носило персонифиuированный характер, т. е. отождествлялось с личностью определенного правителя или династией, которой принадлежала власть в данном государстве. В Древнем Вавилоне это, например, государство Саргонидов, в Перси и империи Ахеменидов и Сасанидов, в средневековой Европе - королевства каролингон и меровингов. Нередко империи или uapства, созданные выдающейся личностью, прекращали свое существование с ее смертью. Такая участь постигла, скажем , империи Александра Македонского и Наполеона Бонапарта.

Такое положение радикально изменилось с появлением национального государства, которое постепенно оттеснило административное государство. В нем абстрактность и безличность достигли завершенной формы и проявляются, в частности, в суверенитете, правовом характере и монополии на законное насилие, предполагающие единый, обязательный для всех правовой порядок, уничтожении неравенства и ликвидации разнообразия прав, которые зависели от социального, наследственного или иного статуса конкретного члена общества. Утверждаются равносущность всех граждан и принцип равного обеспечения их прав.

В современном национальном государстве само государство и государственный аппарат как бы отделены от работающих в них чиновников и служащих, правительство как таковое — от членов общества, в том смысле, что государство и правительство, государственный аппарат не являются собственностью тех, кто обеспечивает их функционирование. Политики, чиновники, должностные лица государства - наемные работники, нанятые им для выполнения определенных ролей и функций. Их мировоззренческие и иные позиции отодвинуты на второй план, приоритет отдается критериям профессионализма. Религия и идеология, которые при всех их различиях эпистемологического, сущностного и концептуального характера в методологическом плане представляют собой однопорядковые явления, отделены от государства.

Парламентская демократия с ее этнокультурным, социальным, социокультурными и иными формами плюрализма не приемлет ни государственной религии, ни государственной идеологии. Признав плюрализм интересов и партий, религиозных, этнокультурных, социально-экономических и иных различий, нельзя не признать плюрализм идеологий или идеологических течений в каждой отдельной стране, позиции которых по ряду важнейших вопросов совпадают, особенно в том, что касается системообразующих аспектов. Это и создает основу «единства во многообразии», консенсуса по основополагающим вопросам государственно-политического устройства.

Абстрактность и безличность государства особенно отчетливо проявляется в феномене бюрократии или бюрократизма, ставшем основой совершенно нового образования — анонимной власти - в лице современного бюрократического государства. Она превратилась в неотъемлемый элемент современных организаций, а также всех политических систем. М. Вебер рассматривал бюрократию как систему административного управления, характеризующуюся следующими признаками: иерархия соподчиненности и ответственности; безличность, т. е. выполнение функций в соответствии с четко фиксированными правилами; постоянство, в соответствии с вторым работа выполняется в течение полного рабочего дня на постоянной основе при гарантии занимаемого места и продвижения по службе; профессuонализм.

Конечно, не все могут согласиться с та кои оценкой, но эти и подобные им признаки отражают сущность бюрократии. Именно с nомощью бюрократического аппарата, как считал Вебер, были преодолены негативные последствия сословного порядка и передачи феодальной власти по наследству.

Один из атрибутов бюрократического аппарата - класс чиновников оплачиваемый из государственной казны. Содержание огромной армии таких служащих возможно только в условиях современной денежной экономики. Разумеется, любое государство немыслимо без категории служащих и чиновников, обеспечивающих его повседневное функционирование.