Место идеологии во внешней политике

«Первым» он назывался потому, что по времени он возник уже в Новое время и вплоть до образования СССР занимал господствующее положение на всем пространстве евроцентристского мира. Хотя Советский Союз появился на политической карте после большевистской революции 1917 г., говорить о втором мире, включающем в себя группу социалистических стран, можно было лишь после Второй мировой войны.

Реальные вес и влияние мирового масштаба СССР приобрел лишь в самом конце 30-х годов. Длительная экономическая разруха после кровавой Гражданской войны, многочисленные эксперименты в сфере экономики, на которые растрачивались огромные материальные и людские ресурсы, широкомасштабные репрессии, отрицательно сказавшиеся на социальном и экономическом развитии страны, не позволяли руководству СССР подкрепить свои идеолого-политические притязания действенным экономическим и военно-техническим потенциалом.

Однако, сыграв решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, СССР вышел из Второй мировой войны могущественной военно-политической державой. В результате, если в 20—30-егоды Советский Союз представлял для капиталистического мира прежде всего идеологическую опасность, то теперь в дополнение к ней он превратился также в реальную военную угрозу. К тому же в межвоенный период СССР был единственной социалистической страной.

После Второй мировой войны в результате освобождения от фашистского ига страны Восточной Европы, а вслед за ними ряд азиатских стран избрали социалистический путь развития. Образовалась так называемая мировая социалистическая система.

В то же время в результате распада колониальных империй на мировую авансцену вышла группа новых независимых стран, которые по многим признакам, как социально-экономическим, так и особенно идеолого-политическим, в полной мере не могли принадлежать ни к одной из двух систем. Они в совокупности с Латинской Америкой составили особую группу стран, объединяемых общими системообразующими признаками: отсталостью экономики, слаборазвитостью социально-классовой структуры, преобладанием крестьянства, слабостью национального предпринимательства, незрелостью рабочего класса, сохранением в широких масштабах традиционных патриархальных, племенных, клановых, патерналистских структур и элементов и т.д. Чтобы разграничить себя от двух вышеназванных групп, они были названы странами третьего мира.

В поисках экономической и финансовой помощи между различными странами третьего мира развернулась своеобразная конкуренция за завоевание благосклонности Запада и стран социалистического содружества, прежде всего СССР. А для тех, в свою очередь, страны развивающегося мира стали ареной ожесточенной идеологической и политической борьбы за сферы влияния, которая нередко выливалась в локальные и региональные войны, как это было, например, в 60-х—начале 70-х годов в Юго-Восточной Азии или в 70—80-х годах в Анголе. Не случаен тот факт, что именно по линииприверженности или близости к одному из противоборствующих блоков произошла дифференциация стран данной группы.

Идеологизированная внешняя политика, по крайней мере в теории, предполагает изменение существующего баланса сил в пользу противоборствующей стороны, отказ от осторожного, реалистического и прагматического стиля дипломатии, основанной на равновесии сил между великими державами. Сущность и вместе с тем уникальность конфликта между двумя блоками, вылившегося в холодную войну, состояла в том, что в концептуальном плане он, помимо всего, представлял собой глобальное идеологическое, политическое и военное противостояние двух социально-политических систем, носивших межсистемный характер и пронизанных мировоззренческим, идеологическим началом.