Политика как искусство возможного

Здесь нельзя не вспомнить Н. Макиавелли: чтобы попасть в рай, нужно тщательно изучить дорогу в ад. В данной связи следует отметить, что после 1945 г. мир не стал ареной очередной всемирной бойни именно потому, что каждая из главных противоборствующих сторон выказывала готовность дать отпор возможной агрессии противной стороны и неуклонно наращивала для этого материальную базу. Иными словами, взаимное сдерживание, обеспечив примерный баланс сил, способствовало сохранению мира в течение всего послевоенного периода. Причем на первом этапе, в 50-60-е годы, этот баланс, давший возможность обеим сторонам осуществить политику гарантированного сдерживания, был достигнут в результате не разоружения, а наращивания вооружений. И каждая из сторон убедилась в том, что после возможного первого удара противника у нее останется достаточно средств для ответного удара.

Очевидно, что гонка вооружений не всегда и не обязательно является фактором дестабилизации международных отношении и причиной развязывания войны. Именно гонка вооружений в течение нескольких послевоенных десятилетий привела к стабилизации международных отношений, во всяком случае отношении между великими державами, прежде всего СССР и США.

И в тех конкретных обстоятельствах одностороннее сокращение вооружений или разоружение можно было оценить как аморальную позицию,, поскольку при отсутствии доверия между заинтересованными сторонами это могло подвигнуть одну из них перейти роковую черту. Очевидно, что требования разоружения и защиту мира нельзя автоматически отождествлять с приверженностью принципам морали. Поэтому, выдвигая сколько-нибудь ответственные моральные оценки и суждения, нельзя не учитывать их кон190 текст и возможные последствия.

Очевидно, что, с одной стороны, максима «политика есть искусство возможного» ставит определенные пределы морализации политики. С другой стороны, этика, в свою очередь, определяет возможные пределы, за которые политик не может выйти без риска оказаться политическим трупом. С учетом этого, перефразируя известные слова классиков марксизма, можно сказать: «Политики должны ставить себе всегда только такие задачи, которые они могут разрешить, соблюдая при этом общепризнанные в обществе морально-этические нормы». Но в любом случае главная цель политика должна состоять в том, чтобы показать неправомерность слов поэта П. Валери, который говорил: «Политика - это искусство не давать людям заниматься тем, что для них является главным». Политика, оцениваемая в морально-этическом измерении, как раз и должна обеспечивать условия, позволяющие людям заниматься тем, что для них является главным.